Выбор каретки.
Каретка – важный узел велосипеда, соединяющий шатуны с рамой. Хорошие современные каретки рассчитаны на большую нагрузку и защищены от пагубного воздействия окружающей среды, поэтому их срок эксплуатации длительный. Но со временем, даже самый качественный механизм изнашивается, это становится заметно, когда становится труднее крутить педали. Значит, пришла пора менять каретку.
Существуют различные типы, стандарты и размеры кареток, поэтому перед покупкой нужно разобраться, какого вида каретка установлена на Вашем байке. При выборе каретки необходимо учитывать:
- тип каретки (картриджная или разборная);
- способ крепления в кареточном стакане рамы (резьбовые, впрессованные);
- длину вала и ширину корпуса каретки;
- стандарт крепления шатунов;
- направлением резьбы.
1. Конструкция.
Все кареточные механизмы принципиально похожи по конструкции, они состоят из:
- прочного вала;
- пары подшипников;
- корпуса, в котором помещаются вал с подшипниками;
- чашек, которые вкручиваются или запрессовываются вместе с корпусом в кареточный стакан рамы.
Вал продевается внутри корпуса, на его концы крепятся шатуны с педалями. Благодаря подшипникам, вал беспрепятственно вращается при кручении педалей.
2. Картриджные и разборные механизмы. Способ крепления в стакане.
Картриджы – это собранные на заводе неразборные конструкции с запрессованными внутрь промышленными подшипниками качения радиального или радиально-упорного типа. Подшипники хорошо защищены от воздействия окружающей среды, в них не попадают брызги грязи и воды, а пыль накапливается очень медленно, соответственно служат такие механизмы обычно дольше и не требуют техобслуживания. При износе, такие модификации меняются на новые целиком.
Понятно, что разборные конструкции можно разбирать для чистки и смазки. Они отличаются насыпными шариковыми подшипниками, размещенными в сепараторе и конусными чашками. Эти механизмы хуже защищены от воздействия окружающей среды, поэтому техобслуживание нужно проводить как минимум раз в сезон, а при частой эксплуатации в плохих дорожных условиях – несколько раз в сезон. При износе какой либо детали, ее можно заменить на новую отдельно, не меняя весь механизм, это обходится значительно дешевле. Например, можно поменять только подшипники или вал с подшипниками, а корпус и чашки оставить старые.
На чашках может быть нанесена резьба, при помощи которой механизм вкручивается в кареточный стакан рамы. Бывают и безрезьбовые модели, которые впрессовываются в раму.
3. Длина вала и ширина корпуса.
Выбор длины вала зависит от длины кареточного стакана рамы, типа системы и количества ее звезд. Длина вала может сильно отличаться у различных байков, например, в горном великах применяются стандарты: 110, 113, 118.5, 122.5 и 128 мм.
Корпус обычно имеет ширину 68, 73 или 83 мм, для горного байка чаще применяется 68 и 73 мм, а на фетбайках ширина может достигать 100-120 мм.
4. Стандарты крепления шатунов.
Сегодня существует много стандартов крепления шатунов, ниже приведем самые востребованные.
Шатуны с креплением под квадрат (SQR) - самый распространенный стандарт, который применяется во многих байках начального и среднего любительского уровня. Вал каретки на концах имеет квадратное сечение, он заходит в квадратные вырезы шатунов и крепится болтами.
Octalink V-1 и Octalink V-2 - стандарты от Shimano для линеек LX, Deore, ALIVIO, ACERA и ALTUS. Вал полый, что снижает вес. Крепление осуществляется при помощи 8 шлицов. V-1 и V-2 отличаются размерами шлицов.
Hollowtech 2 – стандарт, разработанный специально для профессиональных линеек Shimano Saint, XT и XTR. В правый шатун интегрирован вал, чашки выносные. Минимальное число комплектующих увеличивает жесткость и уменьшает вес.
Mexa Exo - похожий на Hollowtech 2 стандарт, обычно совместимы между собой.
GXP – похожий на Hollowtech 2 стандарт, шлицы не совместимы.
ВВ30 – также имеет интегрированную ось, но значительно большего диаметра, который составляет 30 мм. Большой диаметр позволяет изготавливать вал из алюминия, что снижает вес, сохраняя прочность.
ISIS – шлицевое соединение, отличающееся одинаковой длиной оси для всех моделей этого стандарта.
Power Spline - 12 шлицевое соединение, совместимо с шатунами Iso Flow и FiveD.
Клинья – классическое соединение, которое сегодня все реже применяется, разве что в самых бюджетных байках. Шатуны крепятся клиньями, получается нежесткая фиксация, детали нужно частенько менять.
5. Направление резьбы.
Самыми распространенными видами резьбы считаются:
- английская - на правой чашке нарезана левая резьба, а на левой – правая;
- итальянская - на обеих чашках нарезана правая резьба.
Очень редко встречается швейцарская или французская нарезка резьбы.