Как выбрать велошлем.
При падениях с велосипеда голова травмируется реже, чем ноги и руки. Но, если травма головы все же происходит, то последствия могут быть гораздо серьезней. Поэтому, каждый велосипедист должен одевать шлем, чтобы защитить голову.
При выборе велошлема нужно обращать внимание на:
- тип;
- производителя;
- сертификат безопасности;
- принадлежность;
- размер;
- конструкцию;
- дату выпуска, срок годности.
1. Тип.
В зависимости от типа велосипеда и стиля езды велосипедиста, шлемы делятся на:
- прогулочные;
- кросс-кантрийные (спортивные);
- детские;
- шоссейные;
- трековые;
- котелки;
- эндуро;
- фуллфейс.
Прогулочные варианты обеспечивают базовый уровень защиты. Неплохой вариант для прогулок по выходным. Защищается только верхняя часть головы. При этом челюсть, затылочная и височные зоны не защищены, но это и не нужно для прогулок, зато улучшается вентиляция и комфорт, а также уменьшается вес.
Кросс-кантрийные спортивные модели отличаются от прогулочных большей прочностью, а иногда и более легким весом. Они также защищают только верхнюю часть головы. Для повышения прочности, основание армируется, могут также иметь дополнительные металлические вставки. Изготавливаются по современным технологиям, таким как InMold, когда высокопрочная оболочка целиком впаивается в основу. Также они могут комплектоваться более удобными застежками, например застежка системы DeTox позволяет точно и быстро отрегулировать шлем на голове, чтобы чувствовать себя в нем комфортно. Отличный вариант не только для кросс-кантрийщиков, но и для велопоходов и городских поездок, особенно для ежедневных поездок на работу. Для большинства велосипедистов можно рекомендовать именно этот тип. Стоимость выше, чем у прогулочных, но за больший уровень защиты и комфорта стоит доплатить.
Детские модели – уменьшенная копия прогулочных или кросс-кантрийных. Разве что, вентиляционных отверстий меньше, поэтому они попрочнее в случае использования тех же материалов и технологий. Также мягче внутренние прокладки.
Шоссейные модификации похожи на кросс-кантрийные. Отличаются отсутствием козырька, что улучшает аэродинамику, а также увеличенными вентиляционными отверстиями.
Трековые варианты каплевидной формы применяются в трековых и шоссейных велосоревнованиях. Они не только защищают голову, но и значительно улучшают аэродинамические характеристики гонщика. Категорически не рекомендуем их покупать для обычных велопокатушек.
Котелки – крепкие модели, по форме напоминающие котелок, рассчитанные на BMX экстремалов, у которых риск упасть значительно выше. Этот тип намного лучше защищает голову велосипедиста, за счет развитой защите височных и затылочной зон головы, а также малого количества вентиляционных отверстий, что увеличивает его прочность. Для города и катания в прогулочном стиле котелки не рекомендуем, они намного хуже продуваются и не имеют козырька, защищающего глаза от солнечных лучей.
Эндуро модификации – что-то среднее между котелками и кросс-кантрийными модификациями. Отличается от кросс-кантрийных более развитой защитой виска и затылка головы. Поэтому его можно рекомендовать тому, кто не просто используют свой байк как средство передвижение, но иногда немного экстрималит.
Фуллфейс – очень прочный шлем на все лицо, защищающий не только затылок и лоб, но и челюсть. Похож на мотоциклетный шлем. Отличный вариант для экстремалов, гоняющих на двухподвесах по горам, в стиле даунхилл или фрирайд. Для городских условий не рекомендуем – будет жарко и некомфортно, поскольку вентиляция очень слабая, а вес большой.
2. Производитель, сертификаты безопасности.
Не нужно экономить на безопасности, особенно если покупаете защиту для экстремального катания. Выбирайте только проверенные временем бренды, такие как SCOTT, AUTHOR, Met, Giro, Bell, BBB.
Обращайте внимание на европейские и американские сертификаты качества и безопасности. Хорошо, если покупаемый товар будет иметь один или несколько из следующих сертификатов: ISO9000:2008, CFR 1203, CPSC 16, CE EN1077, AS/NZS 2063:2008. Для котелка требования более жесткие, здесь требуются сертификат CE EN1078 или ANSI Z90-4.
3. Принадлежность, размер.
В продаже имеются шлемы, ориентированные на мужчин, женщин, подростков и детей. В случае покупки детского шлема не покупайте «на вырост». Можно купить вариант с регулировкой размера.
Поскольку каждая голова индивидуальна, шлем перед покупкой нужно обязательно мерить. Попробуйте примерить разные размеры и разные модели, они имеют различные внутренние подкладки, поэтому какой-то вариант будет более удобным, а какой-то менее.
4. Конструкция.
Все велошлемы имеют похожую конструкцию, отличается только степень защиты, форма и комфорт. Основными элементами велошлема являются:
- корпус, состоящий из основания и внешнего покрытия;
- подкладка;
- фиксаторы;
- противомоскитная сетка;
- козырек;
- светооторажатели.
Основание корпуса выполняет основную защитную функцию. Оно смягчает удар, при этом деформируется и может полностью разрушится. Поэтому, после удара, шлем нужно менять. Основание изготавливается из пенополипропилена, пенополиуретана или пенополистирола. Обратите внимание, что основание обязательно должно быть из цельного куска пеноматериала. В самых дешевых шлемах основание склеивается из нескольких кусков, это недопустимо. В высококлассных модификациях основание армируется карбоновыми или нейлоновыми нитями, это повышает степень защиты.
Внешнее покрытие корпуса увеличивает прочность конструкции, предотвращает случайные повреждения основания и уменьшает нагрузку на шею при падении. Нагрузка уменьшается за счет гладкой поверхности, которая при падении скользит по дороге. Производится из поликарбоната или полистирола. В дорогих модификациях применяется карбон.
Любой корпус велошлема имеет вентиляционные отверстия, во время движения они захватывают и правильного распределяют воздушный поток, чтобы вентилировать голову велосипедиста. Чем больше отверстий и больше их диаметр, тем лучше вентиляция, но меньше прочность.
Противомоскитная сетка располагается в вентиляционных отверстиях. Это необязательный элемент, но желательный, будет неприятно, если к голове проникнет оса.
Подкладка за счет мягкой структуры увеличивает комфорт, уменьшает силу удара на голову и помогает «подогнать» шлем под голову. К тому же, она впитывает пот. Подкладка может быть съемной и несъемной. Первый вариант лучше, поскольку его легко постирать от пота.
Фиксаторы предназначены для надежной фиксации шлема на голове велосипедиста, чтобы он не болтался во время движения и не сползал на глаза. Обязательно должен быть ремешок под подбородок, хорошо, если он имеет легко расстегиваемую застежку.
Козырек защищает глаза от солнечных лучей.
Светоотражающие элементы увеличивают заметность велосипедиста на дороге в темное время суток, а соответственно и его безопасность.
5. Дата выпуска, срок годности.
Обязательно смотрите на дату выпуска и срок годности, по истечению этого срока, основание шлема начинает постепенно терять свои защитные свойства. Если дата выпуска неизвестна, не покупайте.