Выбор переднего переключателя передач
Передний переключатель скоростей (передняя перекидка, дерайлер или FRONT DERAILLEUR) является важным элементом трансмиссии для любого многоскоростного велосипеда: горного, гибридного, дорожного, городского, шоссейного или грэвелбайка. Он перекидывает цепь по звездам системы, когда велосипедист переключает передачи манеткой на руле. Привод обычно тросовый.
Выбору переднего переключателя передач необходимо уделить особое внимание, от этого будет зависеть четкость переключения передач и срок эксплуатации перекидки. Если выбор будет сделан правильно, то от катания на велосипеде Вы получите максимум удовольствия.
При выборе задней перекидки в первую очередь необходимо обращать внимание на:
- производителя;
- тип и класс перекидки;
- количество звезд и зубьев системы;
- способ крепления, диаметр хомута;
- направление подводки тросика;
- толщину цепи;
- длину оси каретки, угол нижних перьев рамы.
Технические параметры можно найти в спецификации передней перекидки.
1. Производитель.
При выборе производителя, мы рекомендуем отдать предпочтение лидерам: японской компании Shimano или американской SRAM. Именно эти два производителя выпускают самые надежные и четко работающие переключатели передач в различных ценовых категориях, а также внедряют новые технологии.
Учтите, что дерайлеры Shimano и Sram не взаимозаменяемые. Основным их отличием является разное соотношение длины хода тросика к перемещению рамки. У Shimano данное соотношение равно 2/1, у Sram 1/1. Поэтому, если на велосипеде манетки Shimano, то и перекидка должна быть Shimano. Если манетки Sram, то и перекидка Sram.
2. Тип и класс.
Тип перекидки выбирается в зависимости от типа велосипеда. Перекидки бывают:
- горного типа – применяются в горных, экстремальных, гибридных и дорожных велосипедах;
- шоссейного типа – применяются в шоссейниках, грэвелбайках и некоторых гибридах шоссейного вида;
Передние переключатели передач подразделяются на различные классы, которые отличаются надежностью, долговечностью, четкостью работы, весом и стоимостью. Класс переднего дерайлера выбирается в зависимости от назначения велосипеда, стиля и частоты езды, класса заднего дерайлера, а также бюджета.
Приведем классификацию переключателей Shimano и их назначение:
- прогулочный класс: Tourney – для нечастых прогулок;
- начальный любительский класс: Altus, Acera – для ежедневных поездок;
- средний любительский класс: Alivio – для путешествий и ежедневных поездок по городу;
- высокий любительский уровень: Deore – для длительных путешествий в агрессивном стиле;
- полупрофессиональный класс: SLX – для длительных путешествий в агрессивном стиле, спортивного велотуризма, кросс-кантри, трейла, эндуро, фрирайда, даунхилла;
- профессиональный класс: XT, XTR, Saint – для кросс-кантри, трейла, эндуро, фрирайда, даунхилла и спортивного велотуризма.
У компании Sram классификация горных перекидок выглядит следующим образом:
- начальная любительская группа: X.3;
- средняя любительская группа: X.4;
- высокая любительская группа: X.5;
- полупрофессиональная группа: X.7, N.X;
- профессиональная: X.9, X.0, X.X, G.X, XX Eagle.
Поскольку передний переключатель используется реже заднего, обычно класс переднего дерайлера на один ниже заднего, либо такой же.
Шоссейные перекидки также можно разделить по классам. Ниже перечислим основные шоссейные группы трансмиссий Shimano и Sram:
- начальный уровень: Shimano Claris, Sora;
- средний любительский уровень: Shimano Tiagra; Sram Apex;
- высокий любительский уровень: Sram Rival;
- полупрофессиональный уровень: Shimano 105;
- профессиональный уровень: Shimano Ultegra, Dura Ace; Sram Force, Red.
Недавно были разработаны специальные группсеты для грэвелбайков. Это Shimano GRX 400, 600, 800. Первый вариант можно отнести к среднему любительскому уровню, второй к полупрофессиональному, третий – к профессиональному.
3. Количество звезд и зубьев системы
Передний дерайлер может быть рассчитан на 2 или 3 звезды системы, это влияет на конструктивные особенности механизма.
Также, на конструкцию перекидки оказывает влияние количество зубьев самой большой звезды и емкость системы (разность зубьев большой и малой звезды).
Если перекидка не рассчитана на количество звезд и зубьев системы Вашего велосипеда, то передачи будут переключаться плохо, или вообще не будут переключаться.
4. Способ крепления.
Передний переключатель может быть рассчитан на крепление:
- хомутом диаметром 28.6, 31.8 или 34.9 мм на трубу рамы – самый популярный способ;
- на специальную площадку – применяется редко;
- на каретку – применяется редко.
Существуют модели с верхним и нижним хомутом.
5. Другие параметры.
При выборе перекидки также учитываются: направление подводки тросика (верхнее, нижнее или универсальное), толщина цепи, длина оси каретки, угол нижних перьев рамы байка.