Выбор запчастей для задних переключателей скоростей
Задний переключатель скоростей (задняя перекидка, суппорт, дерайлер или REAR DERAILLEUR) предназначен для перекидки цепи по звездам кассеты и для натяжения цепи. Он состоит из рамки, сдвигающей цепь при переключении скоростей, возвратной пружины и двух роликов, на которых крутится цепь. Крепление на раму чаще всего осуществляется через специальный кронштейн, который называется "петух".
Каждый механизм в процессе эксплуатации может износиться, что ухудшит его характеристики, или же вообще прийти в негодность. Основными неисправностями задних суппортов являются:
- износ роликов;
- поломка петуха.
При поломке задней перекидки не обязательно ее менять всю целиком, можно заменить только изношенную или поломанную деталь, так будет дешевле. Как определить, что ролики пора менять? Как правильно подобрать новые ролики или держатель переключателя? Читайте об этом далее.
1. Ролики.
Подшипники роликов работают в тяжелых условиях, поэтому постепенно появляются люфты, при этом точность переключения передач ухудшается. Поэтому необходимо, вовремя проводить техобслуживание, подстраивать переключатель, а в случае сильного износа – менять ролики. В зависимости от класса и условий эксплуатации, ресурс роликов может составлять от 2000 до 10000 км. Очень важно проверить настройку суппорта после покупки, иногда в обязательном порядке нужна регулировка.
Если не проводить настройку и техническое обслуживание и не обращать внимания на износ роликов, то неизбежна поломка всего переключателя, возможно вместе с петухом, цепью и спицами, а иногда и звездами.
Вовремя определить неисправность можно по запоздалому и нечеткому переключению передач и характерным посторонним звукам цепи при кручении педалей. Если при нормальном состоянии цепи и кассеты и правильной настройке суппорта, цепь с трудом забирается на звезды при переключении передач или самопроизвольно сваливается с них или застревает – то оба ролика нужно менять, чем скорее тем лучше.
При выборе роликов нужно обращать внимание на совместимость, ведь далеко не все из них совместимы между собой, даже у одного и того же производителя. Например, у SHIMANO, в группе Tourney оба ролика большие – на 13 зубьев, у Acera – вверху 13 зубьев, а внизу 15, у Alivio – и вверху и внизу 13 зубьев, в высококлассных моделях – 11 зубьев. Может отличаться профиль и посадочные размеры. У SRAM совместимость еще хуже, иногда меняются профиль и посадочные размеры в одних и тех же моделях, поэтому не факт, что новые ролики подойдут к той же модели прошлых лет.
При покупке роликов, рекомендуем приехать в веломагазин на своем байке и попросить продавца подобрать нужную модификацию.
2. Держатель переключателя (петух).
Петух служит предохранителем, защищающим дорогостоящий переключатель и раму от поломок. Держатели изготавливаются из довольно хрупких материалов, чтобы в случае удара или неисправности сломался именно петух, а не перекидка.
Петух может поломаться в результате:
- удара о перекидку при падении байка или зацепление за препятствие во время движения;
- попадания веточки между цепью и натяжным роликом;
- неправильной настройки суппорта;
- накопления большого количества грязи на деталях трансмиссии;
- при износе подшипников;
- при открывании замка цепи;
Объезжайте камни и другие препятствия, особенно берегите правую сторону байка. Старайтесь избегать падений, ставьте велик в устойчивом положении, вовремя проводите чистку всех элементов трансмиссии от грязи, производите замену изношенных деталей и правильно выбирайте комбинации передних и задних передач. Эти рекомендации помогут Вам свести к минимуму вероятность поломки петуха.
Но, в принципе, поломка петуха – это нормальное дело, он для этого и предназначен – закрепить переключатель и спасти его и раму от поломки в случае механического воздействия, а ваш бюджет - от серьезных расходов. Ведь не всегда можно предотвратить попадание веточки в суппорт. Так что, совсем не стоит расстраиваться в случае его поломки, ведь стоит петух совсем недорого, намного дешевле заднего суппорта, а тем более рамы. Его заменить очень просто
Для того чтобы поломка петуха не застала Вас врасплох, необходимо всегда возить с собой запасной держатель, особенно перед поездками на большие расстояния. При покупке байка, купите сразу и запасной петух!
Существует большое разнообразие видов, даже на одной и той же раме, петух может быть разный, ведь его форма зависит не только от посадочного места на раме, но и от самого суппорта. Форма кронштейна может меняться на одной и той же модели байка, различных годов выпуска.
Поэтому, если у Вас произошла поломка петуха, важно не выбрасывать его, даже если он разлетелся на куски, а взять эти кусочки с собой в веломагазин и показать их продавцу, чтобы он смог правильно подобрать нужную вам форму. По названию модели велосипеда, продавец не сможет подобрать Вам нужный кронштейн для крепления. Даже если Вы скажете название суппорта, например Altus, это Вам не поможет, ведь их существует множество разновидностей. Не надейтесь на зрительную память, при виде большого ассортимента похожих по форме моделей, Вы не сможете выбрать нужную.