Выбор велосипедных спиц.
Спицы соединяют втулку колеса с ободом. От них зависит прочность колеса. Все велосипеды прогулочного и начального любительского уровня оборудуются стандартными спицами, изготовленными из оцинкованной стали. Они не рассчитаны на высокие нагрузки и частую езду в плохих погодных и дорожных условиях.
Эксплуатация при повышенных нагрузках и в плохих погодных и/или дорожных условиях может привести к деформации и коррозии стандартных спиц. В результате на колесе появляются "восьмерки", которые мешают нормальной езде и ухудшают эффективность торможения ободными тормозами. В запущенных случаях спицы ломаются, что может привести к серьезной травме и даже трагедии.
Особое внимание выбору качества спиц нужно уделить туристам, которые возят грузы на багажнике, а также полным велосипедистам или тому, кто собирается возить детей в специальном велокресле или на багажнике. Качественные усиленные модели нужны и для агрессивной езды по пересеченной, горной и лесной местности, особенно экстремалам.
При выборе спиц необходимо учитывать следующие параметры:
- диаметр колеса;
- рисунок спицовки;
- длина;
- материал спицы и ниппеля;
- диаметр;
- вид сечения.
1. Диаметр колеса, рисунок спицовки и длина спиц.
Самый важный параметр спицы – это ее длина. Правильный подбор длины зависит от диаметра колеса, диаметра втулки, рисунка спицовки. Если вы меняете одну или две поврежденных спицы, то все просто – измеряете длину целой спицы и покупаете точно такую. Одну, две спицы заменить не сложно.
Если нужно заспицевать целый обод с нуля, то для подсчета длины необходимо воспользоваться специальной формулой, которую легко найти в интернете. Учтите, что для спицовки обода с нуля необходимо специальное оборудование и навык, так что лучше доверить эту работу профессионалам.
В зависимости от рисунка спицовка делится на следующие виды:
- Радиальная – применяется на ситибайках и на передних колесах горных байков с ободными тормозами. Недостаток - чувствительность к торсионным нагрузкам от дискового тормоза и педалирования.
- В 3 креста – часто применяется на горных байках, особенно с дисковыми тормозами. Не боится торсионных нагрузок. Чем больше угол между спицей и фланцами, тем лучше распределяется нагрузка.
- В 4 креста – применяется редко.
- Смешенная – применяется редко, соединяет в себе крестовой и радиальный рисунок. Из трех спиц, центральная соединяется радиально, а две дуругие скрещиваются. Рекомендуется при использовании ободов с высоким профилем.
- Крученая – применяется очень редко и только в триале, обеспечивают запоздалую амортизацию.
Для каждого вида спицовки нужна различная длина спиц.
2. Материал и диаметр спицы. Материал ниппеля.
Качественные спицы должны быть изготовлены из нержавейки, диаметр должен быть не менее 2 мм. В этом случае в характеристиках указано: stainless steel 2.0 mm. Такие модели стоят дороже, зато они не подвержены ржавлению, максимально надежны и долговечны. Хорошо, если резьба будет выступать за диаметр. Такие спицы устанавливаются на заводе в некоторые велосипеды среднего любительского уровня, а также в большинство байков высокого и полупрофессионального уровня.
Спицы из оцинкованной или хромированной углеродистой стали значительно менее надежные. Они не рассчитаны на высокие нагрузки, срок службы у них меньше, но и стоят они намного дешевле. Для езды в прогулочном стиле по городу или по ровным загородным дорогам – это вполне нормальный вариант для велосипедиста среднего веса, который не собирается возить с собой много груза или детей. Правда, нужно будет периодически исправлять небольшие «восьмерки».
Если на Вашем велике установлены стандартные стальные спицы, и Вы собираетесь возить много груза, рекомендуем заменить спицы на нержавейку диаметром 2 мм. Возможно прийдется менять и обод.
Ниппеля для спиц изготавливаются из латуни и алюминия. Первый вариант крепче, не коррозирует, второй легче.
3. Виды сечения.
Велосипедные спицы могут быть постоянного круглого сечения или переменного по длине сечения.
Качественные толстые модификации из нержавейки, которые имеют постоянное сечение очень прочные, но имеют недостаток – большой вес, к тому же, увеличенный диаметр не подходит для стандартного обода, поэтому выпускаются и модели переменного сечения, которые подразделяются на следующие подвиды:
- Single-butted – увеличенная толщина у конца с головкой, по всей остальной длине и на резьбе – толщина стандартная. Подойдут тому, кто хочет увеличить прочность колеса без замены обода. Совместимы с ободами со стандартными отверстиями.
- Double-butted – увеличенная толщина на обоих концах, как раз там, где происходит повышенная концентрация напряжений. Узкая средина позволяет снизить вес. Не совместимы с ободами со стандартными отверстиями.
- Triple-butted – толщина увеличина в трех местах, лучший выбор для туризма с грузом и экстремального катания.
- Аэродинамические эллиптические - это аэродинамические double-butted спицы, в которых средняя часть имеет эллипсовидное сечение.
- Аэродинамические плоские - это аэродинамические double-butted спицы, в которых средняя часть имеет более плоское сечение. Они очень широкие, поэтому несовместимы с обычной втулкой.
Аэродинамические спицы переменного сечения часто применяются в профессиональных велосипедах, иногда в полупрофессиональных.