Выбор велосипедной системы.
Система входит в состав велосипедной трансмиссии, она состоит из передних звезд, двух шатунов и паука. Система принимает участие в передаче энергии педалирования к заднему колесу. Она влияет на передаточное отношение трансмиссии, что сказывается на скорости передвижения, усилию на ноги и частоте педалирования.
В процессе эксплуатации детали системы постепенно изнашиваются, в результате требуется замена. При выборе новой системы нужно обратить внимание на следующие параметры:
- классность;
- совместимость с цепью;
- число звезд (передних передач);
- число зубьев;
- совместимость с кареткой (ширина и стандарт крепления);
- длина и материал шатунов;
1. Классность, совместимость с цепью.
В зависимости от класса, системы отличаются надежностью, долговечностью, четкостью работы, весом и возможностью разборки. Ниже приведем популярные горные классы трансмиссий Shimano и их назначение:
- прогулочный класс: Tourney – для нечастых прогулок;
- начальный любительский класс: Altus, Acera – для ежедневных поездок;
- средний любительский класс: Alivio – для путешествий и ежедневных поездок;
- высокий любительский уровень: Deore – для длительных путешествий в агрессивном стиле;
- полупрофессиональный класс: SLX – для длительных путешествий в агрессивном стиле, спортивного велотуризма, кросс-кантри, трейла, эндуро, фрирайда, даунхилла;
- профессиональный класс: XT, XTR, Saint – для кросс-кантри, трейла, эндуро, фрирайда, даунхилла и спортивного велотуризма.
Теперь перечислим основные шоссейные классы:
- начальный: Shimano Claris, Sora;
- любительский: Shimano Tiagra, Sram Apex;
- полупрофессиональный: Shimano 105.
- профессиональный: Shimano Ultegra, Dura Ace, Sram Rival, Force, Red.
Классность системы должна быть близкой к классу кассеты или такой же. Часто система на 1-2 класса ниже кассеты. При этом звезды системы должны быть совместимы с цепью. Для высоких классов кассеты цепь узкая, система должна подходить под эту же цепь.
В велосипедах прогулочного и начального любительского уровня часто применяются системы других производителей, например PROWHEEL, это нормально.
В зависимости от классности система может иметь различную конструкцию паука - связующего звена между звездами и шатуном. Иногда функции паука выполняет первая звезда. Паук может иметь разборную или неразборную конструкцию, иногда цельную конструкцию с шатуном. Высококлассные модели обычно разборные, звезды прикручиваются к лапкам специальными болтами – бонками. На каждой лапке паука имеется отверстие. Разборная конструкция позволяет менять звезды по отдельности, по мере износа, неразборную приходится менять целиком.
2. Число передних звезд. Число зубьев.
Количество передних звёзд может быть 1,2 или 3, от этого зависит общее число передач байка. Например, 3 передних звезды и 9 задних обеспечивают 3х9=27 передач.
Число зубцов определяет передаточное отношение трансмиссии. Традиционное число звезд для горного байка начального и среднего уровня – 3, число зубьев 42-34-24 или 40-30-22. Могут быть и другие варианты, но разница между соседними шестернями для МТБ велика не должна превышать 12. Иначе передачи будут переключаться нечетко, а цепь может клинить или соскакивать.
Две звезды обычно применяются в высококлассных горных байках с 9-11 скоростными кассетами (число зубьев 36-22, 36-26, 38-28), а также в шоссейниках (число зубьев 50-34, 52-36, 53-39).
Одна звезда все чаще применяется в профессиональных и полупрофессиональных моделях с кассетами на 12 звезд. Число зубьев 34, 36. Ну и конечно на односкоростных городских великах.
Все многоскоростные модели, имеют на шестернях специальные бугорки, проточки и выемки. Они направляют цепь в нужном направлении, помогая ей перескакивать по звездам. На зубьях также нанесены насечки. Внешняя звезда оснащена пином, предотвращающим заклинивание цепи между шестерней и шатуном при соскоке цепи.
3. Ширина и стандарт крепления.
Ширина системы выбирается в зависимости от ширины кареточного стакана рамы. У большинства байков этот показатель равен 68 или 73 мм. Ширину системы можно подрегулировать под ширину стакана при помощи проставочных колец, которые часто входят в комплект поставки.
Шатуны могут крепиться к каретке несколькими способами, ниже приведем самые востребованные стандарты крепления.
- Крепление под квадрат (SQR) - самый распространенный стандарт, который применяется во многих байках начального и среднего любительского уровня. Вал каретки на концах имеет квадратное сечение, он заходит в квадратные вырезы шатунов и крепится болтами.
- Octalink V-1 и Octalink V-2 - стандарты от Shimano для линеек LX, Deore, ALIVIO, ACERA и ALTUS. Вал полый, что снижает вес. Крепление осуществляется при помощи 8 шлицов. V-1 и V-2 отличаются размерами шлицов.
- Hollowtech 2 – стандарт, разработанный специально для профессиональных линеек Shimano Saint, XT и XTR. В правый шатун интегрирован вал, чашки выносные. Минимальное число комплектующих увеличивает жесткость и уменьшает вес.
- Mexa Exo - похожий на Hollowtech 2 стандарт, обычно совместимы между собой.
- GXP – похожий на Hollowtech 2 стандарт, шлицы не совместимы.
- ВВ30 – также имеет интегрированную ось, но значительно большего диаметра, который составляет 30 мм. Большой диаметр позволяет изготавливать вал из алюминия, что снижает вес, сохраняя прочность.
- ISIS – шлицевое соединение, отличающееся одинаковой длиной оси для всех моделей этого стандарта.
- Power Spline - 12 шлицевое соединение, совместимо с шатунами Iso Flow и FiveD.
- Клинья – классическое соединение, которое сегодня все реже применяется, разве что в самых бюджетных байках. Шатуны крепятся клиньями, получается нежесткая фиксация, детали нужно частенько менять.
4. Длина и материал шатунов.
Шатуны - это рычаги, связывающие звёзды с педалями. Длина шатунов измеряется между центрами осей каретки и педалей. Эта величина может быть 160 - 190 мм. Длина подбирается в зависимости от роста райдера и стиля езды. Высоким велосипедистам лучше подходят длинные модификации. На двухподвесах лучше использовать рычаги покороче, это увеличивает дорожный просвет и уменьшает вероятность зацепа педалью препятствия на земле во время срабатывания подвески.
Шатуны изготавливаются из прочных алюминиевых сплавов, стали или хромомолибденовой стали. Первый вариант самый распространенный за счет относительной легкости, дешевизны и достаточной для большинства велосипедистов прочности. Для трюкового байка предпочтительней хромомолибденовая сталь.