Выбор подножки для велосипеда.
Подножка – полезный аксессуар для городского или туристического велосипеда. Она служит опорой для велосипеда во время стоянки. Без нее пришлось бы ложить велик во время стоянки на землю или облокачивать о стену или дерево. У прислоненных к дереву или столбу велосипедов, особенно нагруженных рюкзаками и сумками, под действием силы тяжести и ветра, часто подворачивается переднее колесо. В результате велик с грохотом падает на землю, при этом царапается оборудование, может и погнуться и сломаться что нибудь, например рукоятки тормозов или педаль. Пару раз упадет таким образом велосипед и Вы больше не будете его облокачивать об дерево, задумаетесь о покупке подножки.
Поднимать с земли нагруженный под завязку походным снаряжением велосипед – не очень приятное занятие, при этом багажник с грузом испытывает большую боковую нагрузку, если он не достаточно мощный, он может поломаться. Кроме того, не стоит забывать, что укладывание велика на землю, а тем более на асфальт, царапает седло, торцы грипсов, педали и даже раму.
При выборе подножки необходимо учитывать:
- место крепления;
- совместимость с тормозами;
- диаметр колес;
- длину подножки;
- материал.
1. Место крепления подножки, совместимость с тормозами.
В зависимости от места крепления подножки делятся на следующие виды:
- кареточная (центральная);
- двуногая кареточная (центральная);
- боковая задняя с креплением на ось заднего колеса;
- боковая задняя с крепление на заднее перо рамы.
Если на Вашем велосипеде установлены дисковые тормоза, обращайте внимание, чтобы подножка была совместима с ними, это указывается в технических характеристиках.
1.1. Кареточная (центральная) подножка.
Отличный выбор для горного, детского и подросткового велика, а также для ситибайка, в том случае, если на багажник не нагружаются тяжелые рюкзаки или сумки.
Крепится болтом к перемычке между каретным узлом и задними перьями. Такая перемычка имеется практически на всех великах, на ней обычно предусмотрено заводское отверстие, специально для такого крепления.
Преимущества:
- ненагруженный велик стоит устойчиво, поскольку опора располагается как раз в центре тяжести байка;
- удобство расположения, встал с байка и подножка прямо возле ноги, ее легко повернуть ногой;
- простой монтаж, нужно прикрутить всего один болт;
Этот тип не подходит для туристического байка, задний багажник которого в походе нагружается тяжелым рюкзаком. В этом случае центр тяжести поднимается и смещается назад. Если такой велик немного наклонить для упора на боковую кареточную опору, то он упадет.
1.2. Двуногая кареточная (центральная, симметричная).
Для туристов, которые ездят в длительные походы, это самый лучший вариант для парковки велосипеда. Двуногая стойка обеспечивают самую устойчивую и удобную стоянку, по сравнению со всеми остальными, правда она тяжелее своих одноногих собратьев. Опрокинуть правильно установленный велик с двуногой подножкой намного сложнее, чем установленный на боковой опоре.
Для того, чтобы правильно припарковать велик, нужно учитывать направление ветра. Если «педального коня» поставить боком к ветру, то в случае сильных порывов, велик может сдуть и он упадет, ведь большие рюкзаки и сумки увеличивают парусность. Так что, всегда ставьте велик по ветру (параллельно направлению ветра).
Если верно подобрать высоту ножек, то переднее колесо не будет касаться земли и выйдет устойчивая трехточечная система. Ножки будут служить двумя точками, заднее колесо - третьей. По законам геометрии, три точки всегда создают только одну плоскость. Переднее колесо в этом случае будет приподнято над землей, поэтому велик не упадет в результате его поворота.
При монтаже двуногой стойки обращайте внимание, чтобы она не касалась цепи, причем проверять нужно на всех передачах.
После установки велосипеда на симметричную подножку, не забудьте проверить, чтобы байк стоял четко вертикально, без наклона в бок. В случае, необходимости немного подправьте ножки для приведения байка в вертикальное положение. Это особенно актуально для нагруженного велосипеда, небольшой перекос уменьшает устойчивость, что может привести к падению. Для ненагруженного велика небольшой перекос не страшен.
1.3. Боковая задняя с креплением на ось заднего колеса или на заднее перо.
Неплохие варианты для туристического велосипеда, но можно использовать и для городских, горных, детских и подростковых байков. Поскольку точка опоры смещена назад, она хорошо удерживает велик с нагруженным багажником, впрочем, с ненагруженным багажником велик тоже достаточно устойчив, главное правильно подобрать высоту лапки. Такие подножки получили широкое распространение, они удобные, крепкие и дешевые.
Крепление к оси заднего колеса очень простое. На оси раскручивается крепеж, надевается подножка, фиксируется на нижнем пере, крепеж закручивается обратно.
В случае креплении на заднее перо, стойку можно закрепить при помощи специального хомута только на нижнюю трубу пера или сразу за две трубы.
Лучше крепить за две трубы – это более надежный и устойчивый вариант, да и трубы будут испытывать меньшую нагрузку. Чтобы не поцарапать лакокрасочное покрытие, между хомутом и трубой устанавливают пластиковую или резиновую прокладку.
2. Диаметр колес и длина подножки.
Длина подножки выбирается в зависимости от диаметра колес велосипеда. Обычно производители указывают, для какого размера колес предназначена та или иная модель.
Короткая опора создаст большой угол наклона велика и значительно ухудшит его устойчивость. Слишком длинная - не позволит опереть велосипед.
Если на стойке не указано, для какого диаметра колес она подходит, то определить оптимальную длину кареточных и боковых стоек можно из значений приведенных ниже. Вначале указан диаметр колеса, затем оптимальная длина ножки.
18 дюймов - 20 см;
20 дюймов - 22 см;
24 дюйма - 25 см;
26 дюймов - 27 см;
28-29 дюймов – 29-30 см.
Это примерные значения, 1-2 см особо ничего не решат, а лишь немного изменят угол наклона байка на стоянке.
В продаже встречаются телескопические стойки с изменяемым углом наклона. Получается одна модификация на разные диаметры колес. Это довольно удобно, но настройка производится только раз при монтаже. Так, что если Вы четко знаете, какой длины Вам нужна подножка, то лучше купить обычную, без регулировки длины, так выйдет дешевле и надежнее.
Если все же будете выбирать телескопическую стойку, то проверьте надежность механизма фиксации изменяющегося размера, ведь в случае плохой фиксации, изделия просто сложится и велик упадет на землю.
3. Материал опорной ножки.
Опорная ножка (ножки) может быть изготовлена из:
- стали – высокая прочность, большой вес, низкая стоимость;
- алюминия – низкий вес, средняя прочность и стоимость;
- титана – очень высокая прочность и низкий вес, большая стоимость.