Выбор велосипедного обода
Обод велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на прочность колеса и его вес. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью.
При выборе обода нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода. Прочность колеса в сборе также зависит от количества спиц, поэтому нужно учесть количество отверстий под спицы в ободах. Также, желательно проверить, пистонированный обод или нет.
Итак, при выборе обода учитываем:
- размеры;
- форму профиля;
- материал;
- количество отверстий под спицы;
- пистонирование.
1. Размеры.
Самыми важными геометрическими параметрами обода являются его посадочный диаметр и внутренняя ширина. Если известен диаметр колеса (покрышки), то подобрать посадочный диаметр обода не проблема.
Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.
Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем универсальные размеры для различных типов байков.
Тип байка
|
Диаметр покрышки, дюймы
|
Посадочный диаметр обода, мм.
|
Детский, складной, БМХ
|
20
|
406
|
Подростковый, БМХ
|
24
|
507
|
Горный, городской
|
26
|
559
|
Горный
|
27,5
|
584
|
Шоссейный, гибридный, дорожный, городской
|
28 (700с)
|
622
|
Найнер (горный)
|
29
|
622
|
Также важно отношение ширины покрышки к ширине обода, это оказывает влияние на поведение резины при поворотах. Считается, что оптимальным соотношением ширины резины к внутренней ширине обода, является число 1,5−2,1. Иногда это число доходит до 2,5, но это на любителя.
Когда говорят о ширине обода, чаще всего имеется ввиду именно внутренняя ширина.
Ширина обода может измеряться в:
- в единицах ISO (мм), например 19 мм;
- в дюймах;
- может обозначаться латинскими буквами «А» - «D» (принято у французов).
Для шоссейников ширина обода обычно до 15 мм.
Для гибридов - 17 мм.
Для любительских горных байков - 19 мм.
Для трюковых байков – 21 мм;
Для экстремальных видов (фрирайд, даунхилл…) – 23 мм и более.
2. Форма профиля.
Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.
Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:
- одинарным;
- двойным;
- тройным.
Чем больше ребер жесткости, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но вес и стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод! Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.
Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).
Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и бездорожью на хардтейлах.
Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.
3. Материал.
При изготовлении ободов применяются следующие материалы:
- алюминиевые сплавы;
- сталь;
- хромомолибденовая сталь;
- карбон.
Для большинства любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.
Стальные изготавливаются уже десятки лет. Они достаточно прочные и дешевые, на них проще исправить поставленную при ударе в бордюр «восьмерку». Недостатками являются тяжелый вес и подверженность коррозии. Хороший вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами, но они не совместимы с V-brake тормозами.
Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.
Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.
4. Количество отверстий для спиц, пистонирование.
Число отверстий под спицы может быть 24,28,32 или 36. Чем больше спиц, тем прочнее колесо и сложнее поставить восьмерку.
24 спицы применяется на бюджетных дорожных байках, 28 предпочитают велогонщики, экономящие каждый грамм. 32 спицы самый распространенный вариант, практически для всех типов велосипедов, рекомендуем выбрать его. 36 спиц – излишество.
Пистоны позволяют немного снизить нагрузку на стенку обода и увеличивают ресурс в плане переспицовок. Нагрузка ложится на пистон, а не на стенку обода. Однако, это не панацея. Есть возможность взять пистонированный обод – лучше взять его, нету – берите не пистонированный.