КОРОТКО:
Экстремальные велосипеды - создан для выполнения прыжков и трюков в различных условиях. Хорошо подходит для передвижения по городу на короткие дистанции, встречающиеся на пути препятствия можно использовать для выполнения трюков.
Предназначены для езды: по городским улицам, BMX и скейт паркам.
Особенность: Размер колёс 24", иногда 26". маленькая рама как у БМХ велосипедов.
РАЗВЁРНУТО:
Выбор экстремального велосипеда.
Экстремальные хардтейлы предназначены для выполнения трюков и прыжков в различных условиях. Запредельная езда на улице, земляных трамплинах и в парке, дропы, прыжки, вилли, 360, тейл-випы... Все это и многое другое можно делать на экстремальном байке. При этом оборудование велосипеда испытывает высокие нагрузки, следовательно, все компоненты должны быть очень прочными и надежными.
Рама отличается небольшими размерами и сильно скошенной верхней трубой, для удобства исполнения трюков. Колеса чаще всего 26 дюймов, но бывают и 24-х дюймовые варианты, а иногда и 27,5 дюймовые. Вилка амортизационная, дертовая.
Существует несколько стилей экстремального катания на хардтейлах, самыми популярными среди которых можно назвать стрит и дерт. Хотя, есть еще 4х и другие.
- Стрит - это трюковый стиль уличного катания, похожий на BMX street, только на велосипеде с амортизационной вилкой и большими колесами. Для выполнения трюков используются различные городские сооружения: парапеты, перила и др.
- Дерт - прыжки и трюки на специальных трамплинах.
Конкретная модель велосипеда выбирается в зависимости от предполагаемого стиля катания и уровня мастерства, роста и веса райдера, а также бюджета.
1. Геометрия и ростовка рамы.
Если Вам нужен байк для стрита, рама должна иметь укороченный передний треугольник и задние перья, для упрощения выполнения прыжка с отрывом обоих колес (банни-хоп), а также для удобства вращения.
Дертовые байки также имеют специальную геометрию рамы, с длинными задними перьями, которые дают больше стабильности на больших пролетах. Для прыжков с земляных трамплинов предпочтительнее именно такая геометрия рамы.
Универсальные стрит/дерт байки обладают универсальной геометрией, удобной для выдергивания, вращения и прыжков.
Размер рамы (ростовка) выбирается в зависимости от роста велосипедиста. У каждого производителя имеются таблицы, по которым выбирается ростовка велика. Это важный параметр, влияющий на удобство выполнения трюков. Ростовка измеряется в дюймах, например 17", 18", 19", 20", либо обозначается латинскими буквами XS. S, M, L, XL.
2. Прочность рамы и другого оборудования.
Во время выполнения трюков и прыжков, особенно в случае неудачного исполнения и падений, рама и другое оборудование: руль, вилка, шатуны, испытывают повышенную нагрузку. Поэтому они должны обладать большим запасом прочности, чтобы не развалиться при первом падении.
Чаще всего, рамы экстремальных байков изготавливаются из алюминия, трубы должны быть достаточно мощными, с усиливающими элементами. Сварные швы должны быть надежными, это зависит от производителя.
Для увеличения прочности и уменьшения веса применяются современные технологии: баттинг труб, термообработка, гидроформовка.
Топовые модели изготавливаются из термообработанной хроммолибденовой стали, обладающей высокой прочностью.
3. Амортизационная вилка.
Амортизационная вилка в экстремальном байке должна быть специального назначения (дертовая). Дертовые амортизационные вилки рассчитаны на удары при приземлении после высоких прыжков. Они отличаются от обычных горных большей жесткостью, а часто и защитой от пробивания. Ход может составлять 80-140 мм.
В зависимости от класса байка, вилка может быть разного типа. Если Вы начинающий и хотите более-менее нормальную вилку, которая будет отрабатывать удары во время приземления, стоит выбрать байк, как минимум, с пружинно-масляным дертовым амортизатором. Амортизатором в таких вилках служит стальная пружина, а демпфером - масляный картридж. Пример такой вилки - RST DIRT RA 26"х28,6, ее ход составляет 130 мм.
Намного дучше амортизируют масляно-воздушные и воздушные вилки, но и стоят они значительно дороже. Преимуществом первых является большая надежность и долговечность, зато вторые имеют заметно меньший вес. Это выбор опытных экстремалов, которые знают, что экономить на вилке не стоит.
В самых бюджетных байках чаще всего устанавливают пружинно-эластомерный амортизатор, который не очень хорошо справляется со своей задачей, а при низких температурах вообще не работает. Не рекомендуем.
4. Переключатели скоростей.
Число передач у экстремального байка обычно меньше, чем у стандартного маунтибайка (7-10 звезд в кассете с одной звездой в передней системе), а часто вообще скорость всего одна. Хотя, встречаются и 24-27 скоростные варианты (3х8 или 3х9).
Отметим, что прогулочная трансмиссия Shimano Tourney не подходит для экстремальной езды, поэтому минимум это Shimano Altus, а лучше Deore и выше.
Ниже приведем популярные группы трансмиссий, устанавливаемые в экстремальные байки. Они отличаются количеством передач, надежностью, долговечностью, четкостью работы, весом и конечно стоимостью.
- начальная любительская группа: Sram X.3, X.4, Shimano Altus, Acera;
- средняя любительская группа: Sram X.5, Shimano Alivio;
- высокая любительская группа: Shimano Deore;
- полупрофессиональная группа: Sram X.7, Shimano SLX;
- профессиональная: Shimano XT, XTR.