Выбор велосипедного колеса
Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность и т.д. Колесо в сборе состоит из обода, втулки и спиц.
Можно отдельно подобрать все эти элементы и собрать их в колесо, а можно купить все в сборе, тогда не придется переживать, что какая то деталь будет несовместима с другой. Останется подобрать параметры колеса в зависимости от стиля езды и типом байка, а также состыковать их с покрышкой, вилкой, рамой и тормозами, учитывая некоторые моменты, рассмотренные ниже.
При выборе колеса нужно учитывать:
- место установки (переднее или заднее);
- диаметр колеса, ширину обода;
- форму профиля и материал обода;
- количество и материал спиц;
- качество втулки, способ крепления;
- тип тормозов.
1. Различия между передним и задним колесом.
Если Вам необходимо поменять колесо на велосипеде, при выборе в первую очередь обращайте внимание на его местоположение (переднее или заднее), ведь они обычно отличаются друг от друга. Хотя существуют и универсальные модели.
Переднее и заднее колесо отличаются прежде всего втулкой. Задняя втулка испытывает большие нагрузки, поэтому она обычно мощнее. Задняя втулка еще и несет на себе кассету или трещётку. Втулки под кассету прочнее втулок под трещётку за счет конструктивных особенностей.
Часто переднее колесо крепится эксцентриком, а заднее – гайками. Но и переднее может крепиться гайками.
2. Диаметр колеса, размеры обода.
Для взрослых велосипедов диаметр колес составляет от 20″ до 29″, при этом посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.
Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем универсальные размеры для различных типов байков.
Тип байка
|
Диаметр покрышки, дюймы
|
Посадочный диаметр обода, мм.
|
Детский, складной, БМХ
|
20
|
406
|
Подростковый, БМХ
|
24
|
507
|
Горный, городской
|
26
|
559
|
Горный
|
27,5
|
584
|
Шоссейный, гибридный, дорожный, городской
|
28 (700с)
|
622
|
Найнер (горный)
|
29
|
622
|
Чем больше диаметр колеса, тем лучше накат и больше скорость, чем меньше – лучше маневренность. Поэтому, для поездок по дорогам лучше подходят большие колеса (29″), для лесной и горной местности с частыми поворотами – маленькие (26″ или 27,5″). Также, учитывается рост велосипедиста, высокорослым больше подходят большие колеса.
Важно подобрать отношение ширины покрышки к ширине обода, это оказывает влияние на поведение резины при поворотах. Считается, что оптимальным соотношением ширины резины к внутренней ширине обода, является число 1,5−2,1.
Когда говорят о ширине обода, чаще всего имеется ввиду именно внутренняя ширина.
Для шоссейников ширина обода обычно до 15 мм.
Для гибридов - 17 мм.
Для любительских горных байков - 19 мм.
Для трюковых байков – 21 мм;
Для экстремальных видов (фрирайд, даунхилл…) – 23 мм и более.
3. Форма и материал профиля обода.
Прочность и надежность обода во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:
- одинарным;
- двойным;
- тройным.
Чем больше ребер жесткости, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но вес и стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод! Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.
Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и бездорожью на хардтейлах.
Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.
При изготовлении ободов применяются следующие материалы:
- алюминиевые сплавы;
- сталь;
- хромомолибденовая сталь;
- карбон.
Для большинства любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.
Стальные варианты достаточно прочные и дешевые, но они тяжелые, не совместимы с V-brake тормозами. Неплохой вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами.
Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.
Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.
Если у Вас ободные тормоза, смотрите, чтобы обода были на них рассчитаны.
4. Количество и материал спиц.
С помощью спиц обод крепится на втулке, они равномерно распределяют нагрузку, центрируя колесо.
Число спиц может быть 24,28,32 или 36. Чем больше спиц, тем прочнее колесо и сложнее поставить восьмерку. 24 спицы применяется на бюджетных дорожных байках, 28 предпочитают велогонщики, экономящие каждый грамм. 32 спицы самый распространенный вариант, практически для всех типов велосипедов, рекомендуем выбрать его. 36 спиц – излишество.
Спицы изготавливаются преимущественно из стали или нержавейки. Иногда из титана или бронзы. Сталь бюджетный материал, но именно из него спицы на большинстве байков прогулочного, начального, а иногда и среднего уровней. Их прочности вполне достаточно для спокойной езды без больших грузов.
Если Вы ездите в походы с большим рюкзаком на багажнике, Вам нужны спицы из нержавейки, толщиной от 2 мм. В характеристиках должна быть фраза stainless steel 2.0 mm. Такие же спицы необходимы для агрессивной езды по бездорожью и плохим дорогам.
5. Втулка.
С помощью втулки колесо крепится к вилке или раме. Она состоит из оси и подшипников. Учтите, что для переднего и заднего колеса втулки разные.
От качества подшипников зависят потери на трение при вращении колеса и долговечность втулки.
Ось может изготавливаться из различных материалов и иметь разный диаметр. Чем больше диаметр и лучше материал, тем ось прочнее. Это важно для агрессивного стиля езды.
Втулка крепится эксцентриком или гайками. Крепление с помощью эксцентрика позволяет быстро и легко снять колесо. Для откручивания гаек нужен гаечный ключ.
Для дисковых тормозов на втулке имеются специальные крепления, учтите это.
Существуют особые задние втулки, служащие для переключения передач или торможения. Например, в планетарной втулке находится редуктор с шестеренками для переключения передач. В односкоростных байках с ножным тормозом в задней втулке находится механизм торможения.