Перейти в каталог Колёса в сборе для велосипеда
Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.
При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от роста велосипедиста и области применения велосипеда. Также, не нужно забывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.
О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.
1. Конструкция, форма профиля ободов.
Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.
Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:
Чем больше перемычек, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но и вес, а также стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод!
Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.
Тройные - самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.
Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).
Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.
Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.
2. Материалы.
При изготовлении ободов применяются следующие материалы:
Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.
Стальные изготавливаются уже десятки лет. Они достаточно прочные и дешевые, на них проще исправить поставленную при ударе в бордюр «восьмерку». Недостатками являются тяжелый вес и подверженность коррозии. Хороший вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами, но они не совместимы с V-brake тормозами.
Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.
Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.
3. Размеры и маркировка.
Самыми важными геометрическими параметрами колеса являются:
Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.
Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.
При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.
Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.
Тип байка |
Диаметр покрышки, дюймы |
Посадочный диаметр обода, дюймы. |
Детский, складной, БМХ |
20 |
406 |
Подростковый, БМХ |
24 |
507 |
Горный, городской |
26 |
559 |
Шоссейный |
27 |
622 |
Горный |
27,5 |
584 |
Гибридный, дорожный, городской |
28 |
622 |
Найнер (горный) |
29 |
622 |
Как видим, для горного байка существует три стандарта диаметра, для городского – два. Как же выбрать? Здесь нужно выбирать в зависимости от роста велосипедиста и его предпочтений. Большие колеса дают лучший накат, меньшие – лучшую маневренность.
Рост особенно важен для детских и подростковых байков, приведем табличку зависимости диаметра колес двухколесного велика от роста и возраста.
Возраст, лет |
Рост, см |
Диаметр колес, дюймы |
3-4 |
90-100 |
12 |
4 |
100-110 |
14 |
4-6 |
110-120 |
16 |
6-9 |
115-130 |
20 |
9-12 |
125-140 |
24 |
12-14 |
135-160 |
26 |
14-15 |
160-175 |
26, 27.5 |
Для взрослых такой явной зависимости нет, здесь больше влияет ростовка рамы, но все же, для высоких райдеров с ростом более 185 см предпочтительнее большие 28″ или 29″ колеса. Для среднего роста лучше 27,5″, для маленького - 26″.
Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по диаметру. Более узкие покрышки обеспечивают большую скорость и ускорение, более широкие лучше по сцеплению с трассой и проходимости, на них комфортнее ездить по плохим дорогам, лесным тропам и бездорожью.
Также важно отношение ширины покрышки к ширине обода, это оказывает влияние на поведение резины при поворотах. Широкая покрышка на узком ободе, будет иметь грушевидный профиль и может подломиться. Боковые шипы протектора в этом случае будут выше, чем нужно, они не будут держать на повороте. Кроме того, ухудшается управляемость, резина быстрее изнашивается, возможен ее срыв с обода при резком повороте.
На узкой покрышке, одетой на широкий обод, шипы окажутся на повороте ниже, чем нужно, байк поедет на лысой боковине, опять не будет хорошего сцепления с трассой. К тому же, значительно увеличивается вероятность проколов.
Считается, что оптимальным соотношением ширины резины к внутренней ширине обода, является число 1,5−2,1. Иногда это число доходит до 2,5, но это на любителя.
Ширина обода может измеряться в:
Для шоссейников ширина обода обычно до 15 мм.
Для гибридов - 17 мм.
Для любительских горных байков - 19 мм.
Для трюковых байков – 21 мм;
Для экстремальных видов (фрирайд, даунхилл…) – 23 мм и более.
Перейти в каталог Колёса в сборе для велосипеда