8 (800) 333 21 75 Бесплатно для РФ

В чем отличия и преимущества горного и шоссейного гибридного велосипеда


Перейти в каталог Гибридные велосипеды


История развития горного байка (маунтибайка или МТБ), помнит время, когда популярность именно этого вида велосипедов очень быстро выросла в России. Благодаря большому спросу маунтибайки заполнили ряды российских рынков и магазинов. В то время было очень модно иметь велик с амортизатором или даже двумя и толстыми покрышками с шипастым протектором. Такой байк позволял с комфортом ездить как по пересеченной местности, так и по дорогам, хорошим и плохим. Но, у горного велика имеется существенный недостаток, на нем невозможно разогнаться до большой скорости. Толстые горные покрышки с большими мягкими шипами создают приличное сопротивление качению, даже во время езды по асфальту, к тому же колеса раньше у МТБ были только 26-ти дюймовые, поэтому накат они имели не очень хороший. Да и МТБ трансмиссии рассчитаны больше на создание большого крутящего момента, чем на скорость. Со временем стало понятно, что ездить на большие расстояния по шоссе на горном байке неудобно.

Любители погонять на большой скорости по ровным дорогам, да на большие расстояния, стали покупать шоссейники. Они также стали потихоньку приобретать популярность, после чего россияне поняли, что по нашим дорогам можно кататься и на них. Но, шоссейники так и не завоевали большой популярности среди любителей, многим не нравятся слишком узкие колеса, скрученный руль и спортивная горизонтальная посадка. Ведь большинству велосипедистов приходится ездить не только по шоссе, а на таких узеньких и твердых колесах невозможно ездить даже по легкому бездорожью и плохим дорогам. Поэтому большинство россиян, особенно молодежь, покупали маунтибайки и ездили на них даже по шоссе. Существовали и другие виды велосипедов, среди которых большую популярность за границей завоевали городские байки, которые очень удобны для езды по городу, но в России данный тип великов был не очень популярный.

Для тех, кому не нравился ни горный, ни шоссейный, ни городской велосипед, был сконструирован новый вид велика – гибрид, который взял самое лучшее из перечисленных выше видов. Здесь большое влияние оказал маркетинг, поэтому и вышло такое название смешанного, по сути, байка.

Гибрид, другое название кроссовый велосипед, рассчитан на тех, кто часто ездит по асфальтовым и грунтовым дорогам различного качества, а также изредка выезжает на пересеченную местность. Такие люди не хотят горный, шоссейный или городской байк, а хотят что то среднее.

Большие 28-ми или 29-ти дюймовые колеса с полусликовыми покрышками средней толщины отлично катят по асфальту, при этом они достаточно прочные, чтобы выдержать поля, леса и гравий. А короткоходная (60-80 мм) амортизационная вилка, которой оборудуют гибриды МТБ типа, сглаживает удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути.

Особая форма рамы со слегка опущенным вниз кареточным узлом и прямой приподнятый руль, обеспечивают велосипедисту удобную, достаточно прямую посадку, что улучшает обзор, который важен для того, чтобы следить за дорожной обстановкой.

Благодаря своим преимуществам, новый тип велосипеда завоевал большую популярность среди велотуристов и любителей езды по городу.

Велотуристы бывают разные, одни ездят по разным дорогам и пересеченной местности, другие – преимущественно по ровным асфальтовым дорогам, поэтому и велосипед для туристов стал выпускаться в двух основных разновидностях – горный (МТБ) гибрид и шоссейный гибрид.

 

1. Гибридный велосипед горного типа

Этот тип велосипедов подойдет тому, кто любит путешествовать по грунтовкам и трассам, как с хорошим дорожным покрытием, так и с плохим, а также проселочным дорогам и лесным, степным тропинкам.

1.1. Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • достаточно высокая скорость по асфальту;
  • возможность ездить по грунтовым дорогам и легкому бездорожью;
  • хороший обзор;
  • можно установить крылья и багажник;

Минусы:

  • не подходят для езды по серьезному бездорожью и соревнований кросс-кантри;
  • меньшая скорость, по сравнению с шоссейным типом.

1.2. Рама

При производстве этого типа велосипеда за основу берется рама горного велосипеда, занижается каретка и удлиняются задние перья, геометрия становится более вертикальной, а ЕТТ уменьшается. Рама чаще всего изготавливается из алюминия, ведь он легче стали. Для еще большего уменьшения веса, в высококлассных байках, трубы рам изготавливают по технологии баттинга, которая позволяет делать трубу различного сечения. В местах большой нагрузки труба имеет сечение больше, где нагрузка небольшая – меньше. Таким образом, уменьшается вес рамы без ухудшения ее прочностных характеристик.

Топовые профессиональные модели изготавливаются на карбоновой раме, которая значительно легче и прочнее алюминиевой, а также обладает свойством поглощать микровибрации, что уменьшает вибронагрузку на руки, позвоночник и таз велосипедиста.

Иногда раму изготавливают из стали, легированной хромом и молибденом, так называемые хромолевые рамы. Благодаря добавкам повышается прочность стали, что позволяет делать рамы очень тонкими и достаточно легкими. Сталь тоже имеет свойство сглаживать микровибрации, правда в меньше степени, чем карбон. Поэтому хромолевая рама – прекрасный вариант для любительского байка.

Самые дешевые байки базируются на простых стальных рамах, недостатком которых является большой вес.

1.3. Колеса

Колеса ставятся большие, накатистые, резина толщиной около 38-43 мм, протектор чаще всего полусликовый. Раньше большинство гибридов оснащались 28-ми дюймовыми колесами, в последние годы появляется все больше 29-ти дюймовых моделей. Пример тому – новый модельный ряд чешской компании Автор 2021 года, в котором большинство моделей с 29-ти дюймовыми колесами.

Для туристов, которые ездят в велопоходы с большим грузом, нужно обращать внимание на обода, а также толщину и материал спиц, обода должны быть двойные, а спицы толстые, диаметром не меньше 2 мм, из нержавеющей стали.

1.4. Навесное оборудование

Обвес остается практически такой же, как и у горного байка, только увеличивается число зубьев передней системы звезд, для того чтобы передачи были более скоростные. При этом обязательно остаются понижающие передачи, например 28/34 или 28/32, для того чтобы можно было забраться на более менее разумный подъем. Пример стандартной системы мужского гибрида SUNTOUR NCX, число зубьев 48-38-28. Для женщин ставят системы с меньшим числом зубьев, например 44-32-22, чтобы было легче крутить педали. У маунтибайка передняя система тоже имеет меньше зубьев, например 42-34-24 или даже 40-30-22.

Напомним основные классы горных трансмиссий SHIMANO, которые отличаются надежностью, четкостью работы, весом, числом передач и ценой.

  • низший прогулочный уровень: SHIMANO Tourney, 3х7 передач, трещетка MF-TZ21 на 14-28 зуба;
  • начальный любительский уровень: SHIMANO Altus, 3х8 или 3х9 передач, кассета HG200-8 на 12-32 зуба или HG200-9 на 11-34 зубьев.
  • средний любительский уровень: SHIMANO Acera, Alivio, 3х9 передач, кассета HG400-9, число зубьев 11-36;
  • высокий любительский уровень: SHIMANO Deore, 3х10 передач, кассета HG50-10, число зубьев 11-36;
  • полупрофессиональный уровень: SHIMANO SLX, 2х10 или 3х10 передач;
  • профессиональный уровень: SHIMANO XT, 2х10 или 3х10 передач;

Обратите внимание, что на самые бюджетные велики прогулочного уровня, всегда ставят вместо кассеты, так называемую трещетку, которая значительно уступает кассете в надежности.

Начальный, а иногда и средний класс гибридов оборудуют ободными тормозами. Средний, высокий и профессиональный класс оснащают дисковыми тормозами с механическим или гидравлическим приводом.

1.5. Вилка и модели горных гибридов.

Важной отличительной особенностью гибридов МТБ типа является наличие амортизатора в вилке, который поглощает вибрации и удары от неровностей дороги. Здесь устанавливают короткоходные амортизаторы, длина хода составляет 50-80 мм.

Велики начального и частично среднего любительского класса оборудуют простыми пружинно-эластомерными амортизаторами, в которых амортизатором служит стальная пружина, а демпфером который не дает пружине моментально распрямляться служит эластомерная вставка, которая не очень хорошо справляется со своей задачей, особенно на морозе и после определенного срока эксплуатации. Поэтому такие амортизаторы не рассчитаны на агрессивную езду по пересеченке и плохим дорогам, для тех, кто любит погонять нужно брать велик с пружинно-масляной, а лучше с воздушной вилкой. Если кататься по неразбитым дорогам – тогда пойдет и пружинно-эластомерный вариант. Пример хорошего гибрида начального класса - AUTHOR Horizon 2021, с ценником 48 тыс. руб. Он оборудован вилкой RST Nova ML, с ходом 60 мм.

Байки, находящиеся на границе между начальным и средним классом отличаются более качественной пружиной (иногда с большим ходом) и возможностью блокировки амортизатора, что важно во время езды по ровной дороге. Отключил амортизатор и едешь быстрее, ведь пружина забирает часть энергии от кручения педалей на раскачку. Пример велика среднего/начального уровня с пружинно-эластомерной вилкой - AUTHOR VERTIGO 2021, стоимостью около 56 тыс. руб. Он оснащен вилкой RST Gila 29 TnL, с ходом 80 мм.

В последние годы, гибриды среднего класса стали оборудовать более качественными пружинно-масляными вилками. в которых пружина еще лучше, а самое главное – в качестве демпфера выступает масляный картридж, который гораздо лучше всякого эластомера. Поэтому такие вилки подходят для велотуристов, которые ездят по плохим дорогам и легкому бездорожью. Лучше всего для этих целей подойдет AUTHOR GRAND 2021, стоимостью около 64 тыс. руб. Чем этот байк лучше моделей подешевле? Самое главное – это качественная пружинно масляная вилка RST Vita TnL oil с ходом 80 мм.

Для тех, кто любит агрессивную езду лучше взять высокий любительский класс, например AUTHOR AIRLINE, стоимостью  88 тыс. руб. Он оборудован шикарной воздушной вилкой с ходом 80 мм RST Viv Air TnL air. Здесь амортизатором и демпфером служит воздушный картридж, который прекрасно справляется со своей работой, особенно во время езды в агрессивном стиле.

Для тех, кто увлекается спортивным велотуризмом, нужно брать профессиональный байк с воздушной профессиональной вилкой. Например AUTHOR CODEX, стоимостью 106 тыс руб.

 

2. Гибридный велосипед шоссейного типа

Раз объединили горный байк с шоссейным и городским, то отчего же не поставить на шоссейник прямой руль, колеса чуть потолще, а может даже горную трансмиссию? Вот вам и новый тип гибрида, рассчитанный на тех, кто любит быструю езду по ровным дорогам, но ему не нравится руль-баран и чересчур горизонтальная посадка.

Кому-то будет удобнее использовать данную разновидность вместо полноценного шоссейника, ведь на нем проще кататься в свое удовольствие из-за более прямой и расслабленной посадки. За счет более толстых колес на таком велике удобнее ездить по укатанному грунту и не идеальным трассам, на ровном асфальте он тоже хорош, здесь он быстрее гибрида МТБ типа, но чуть медленнее классического шоссейника.

2.1. Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • скорость по асфальту и укатанным грунтовым дорогам выше чем у горных гибридов;
  • достаточно прямая комфортная посадка;
  • неплохой обзор;
  • низкий вес;
  • можно установить крылья и багажник.

Минусы:

  • не подходят для езды по какому либо бездорожью, пересеченной местности и разбитым дорогам.

2.2. Оборудование

За основу этого байка обычно берется шоссейная рама с легкими тонкими трубами, перья изготавливаются чуть длиннее, геометрия смещается к более вертикальной. В качестве материала используется чаще всего алюминий, иногда хром молибденовая сталь. Топовые модели имеют карбоновые рамы, самые бюджетные – простые стальные.

Диаметр колес составляет те же 28 дюймов, как и у МТБ типа, но покрышки обычно используются уже, толщиной около 33 мм, напомним, что у классического шоссейника их толщина составляет 23-28 мм. Толщина покрышек может быть и больше, например 43 мм. Камеры накачиваются большим давлением, по сравнению с МТБ типом, для придания большей твердости и уменьшения сопротивления качению, что увеличивает накат и максимальную скорость. С этой же целью применяют сликовый протектор.

Вилка всегда жесткая, из алюминия, карбона, хром молибденовой стали или обычной стали. Жесткая вилка не забирает энергию на раскачку амортизатора и меньше весит. Карбон – самый легкий вариант, хорошо гасит микровибрации. Хромомолибден – чуть тяжелее, частично гасит микровибрации. Алюминий – средний вес, вибрации не гасит. Сталь – самый тяжелый вариант.

Трансмиссия может быть горная с увеличенным количеством зубов системы, как у МТБ типа, а может быть и шоссейная. Классификацию горных трансмиссий мы уже приводили, теперь вкратце рассмотрим шоссейные.

  • начальный любительский уровень: Shimano Claris, Sora;
  • средний любительский уровень: Shimano Tiagra, Sram Apex;
  • высокий любительский уровень: Shimano 105;
  • профессиональный уровень: Shimano Ultegra, Dura Ace, Sram Rival, Force, Red.

Недавно разработана специальная высококачественная серия трансмиссий для грэвелбайков: SHIMANO GRX 400, 600, 800. Отличный вариант для шоссейного гибрида.

Тормоза чаще всего ободные, но могут быть и дисковые.

2.3. Модели шоссейных гибридов.

Для тех, кто ищет самый качественный, легкий и быстрый велик, рекомендуем AUTHOR AVION. Он собран на легчайшей карбоновой раме, оборудован высококлассной 20-ти скоростной трансмиссией GRX 400. Его вес всего 10 кг! Шикарный болид, но и цена – 190 тыс. руб!

Если нужно дешевле, тогда рекомендуем алюминиевые модели от американской компании SCOTT: Sub Speed 20, с хорошей трансмиссией Alivio (средний класс), а также Sub Speed 30, с трансмиссией Altus (начальный класс).

Бюджетный шоссейный байк с жесткой вилкой для женщин: AUTHOR THEMA 2021. Цена 31 тыс. руб

Перейти в каталог Гибридные велосипеды