Перейти в каталог Выбора велосипеда
Автор: Антон Степанов
Многое уже сказано о материалах и железе, но есть еще вопросы, на которые нужно ответить. Производители обязаны писать, из какого материала они делают свои трубы и другие детали и это хорошо. Однако, непонятностей там хватает. Вы можете прочитать в описании раму такую фразу: «frame with cro-mo seamless down tube». Увидеть там слово cro-mo, вспомнить мои статьи и видео и решить: ВАУ! ХРО-МО, БЕРУ! А по факту, рама то из говна! Так давайте же вместе разберемся, где говно, а где конфеты.
Любая формулировка, кроме full cro-mo, 100% cro-mo означает, что в раме есть hi-ten трубы, а это уже плохо. При этом не стоит отвлекаться на сопутствующие слова и фразы. Для вашего сведения разъясню:
Seamless – означает, что трубы бесшовные. То есть выполнены по технологии, без участия сварки. Это уже хорошо! Обычные трубы делаются из загнутого листа, который проваривается по всей длине и при нагрузках это очень плохо. Сварка это всегда плохо и чем ее больше – тем хуже. Она создает кучу напряжений в материале, просто разрывает его изнутри и последнее, что нужно раме из таких говно труб – это ваши 360 и теилвипы.
Butted (double, triple) – это означает, что одна или несколько труб сделаны с применением технологии переменного сечения. То есть ближе к стыкам трубы толще, а по центру тоньше. Это хорошо!
Tapered – означает, что труба имеет коническую форму. По сути это позволяет немного снизить вес и придать конструкции приятный внешний вид. Это хорошо, но не обязательно.
Hydro formed – означает, что некоторые трубы сделаны с применением гидроформинга. Это процесс, при котором трубу кладут в специальный кондуктор, нагревают, а затем под давлением подают внутрь жидкость и трубу распирает изнутри. Труба при этом принимает форму кондуктора. При этом процессе важно не забывать о баттинге изначальной трубы, иначе стенки получается очень тонкими, после расширения в результате форминга.
Heat treated – означает, что детали прошли термообработку. Говоря о деталях, вне рамы, это означает, что материал будет иметь хорошую жесткость и прочность. Если термообработка применяется для алюминия, то это обозначается буквой T. 7075T4, например, означает, что этот алюминий прошел термообработку и лучше, чем просто 7075. Например, мои звезды сделаны из алюминия В95Т2.
Мы забредаем в дебри понятия термообработка. У этого явления есть и негативная сторона. Например, термообработанные стальные трубы имеют большую жесткость, чем обычные, что не дает им гнуться, однако при критических деформациях они трещат в местах стыков по сварке. Не смотря на это, heat treated cro-mo это лучше, чем просто cro-mo. Если говорить, о рамах, то лучше иметь только часть труб с термообработкой. Дропауты, каретка и рулевой стакан, не более. Дропауты после термообработки не будут гнутся от гриндов, каретка не разобьется от смены подшипников, такая же участь не постигнет рулевую колонку. Остальные трубы лучше брать из обычной стали, без термообработки. Чрезмерная жесткость быстро приведет к трещинам, ведь трубы переднего и заднего треугольников рамы постоянно «играют» и адская жесткость там не нужна.
Есть еще такая операция, как отпуск после сварки. Heat treated after welding. Такая операция позволяет снять все напряжения в сварных швах и позволяет использовать менее толстые трубы, благодаря чему достигается снижение веса рамы на 150-200 грамм и увеличение цены на 30%. Нужно ли это? Судить вам. Если процесс выполнен правильно – рама не будет трескаться просто так, однако если будет нарушение технологии, как было у Dartmoor в прошлом, то рамы будут разваливаться, как попытки доказать, что нашему миру 6000 лет.
Подведем итоги:
1) Рама должна быть либо 100% cro-mo 4130, full cro-mo либо cro-mo 4130 (full cro-mo) bouble/triple butted, heat treated dropouts, heat tube and bb. Еще возможно heat treated after welding и иметь включения hydro formed tubes.
2) Вилка (жесткая) должна быть 100% cro-mo 4130, full cro-mo либо cro-mo 4130 (full cro-mo) bouble/triple butted, heat treated dropouts and legs.
Перейти в каталог Выбора велосипеда