Как выбрать горнолыжный шлем.
Каждый горнолыжник и сноубордист должен позаботиться о собственной безопасности, купив или взяв в прокат шлем. Он защищает голову от травм во время непредвиденных ситуаций на склоне, а также предотвращает запотевания маски.
Учтите, что все больше горнолыжных курортов вводят правила, которые запрещают кататься без защиты головы. Многие страховые компании не признают страховым случаем травмы, полученные во время катания без шлема.
Раньше многие отказывались от горнолыжных шлемов из-за тяжелого веса, громоздкости и не изящности, а также из-за того, что было жарко голове. Но технологии на месте не стоят. Современные шлемы легкие, очень стильные и прекрасно вентилируемые, поэтому райдеру комфортно.
При выборе шлема нужно обращать внимание на:
- принадлежность;
- размер;
- производителя, стандарты и сертификаты безопасности;
- конструкцию;
- форму;
- конструкцию;
- вентиляцию;
- возможность регулировки объема.
1. Принадлежность, размер.
В продаже имеются шлемы, ориентированные на мужчин, женщин, подростков и детей. В случае покупки детского шлема не покупайте «на вырост». Можно купить вариант с регулировкой размера.
Поскольку каждая голова индивидуальна, шлем перед покупкой нужно обязательно мерить. Попробуйте примерить разные размеры и разные модели.
2. Производители, стандарты и сертификаты безопасности.
Сегодня много производителей выпускают горнолыжные шлемы, но не все они качественные. Многие дешевые китайские бренды сильно экономят и производят красивые шлемы, которые практически не защищают голову.
Как же выбрать действительно качественную защиту? Для того чтобы шлем обеспечивал надежную защиту головы и достаточный уровень комфорта, он должны быть сертифицирован одним из трех документов:
- CEN 1077 (Common European Norm, CEN);
- Snell RS-98 (Snell Memorial Foundation);
- F2040 (American Society of Testing and Materials, ASTM).
В этом случае, Вы можете быть уверены, что шлем прошел тест на защиту от ударов различной силы при различных погодных условиях. Любая модель от известного бренда обязательно будет иметь один из этих сертификатов, подтверждающих качество. Лидерами считаются такие бренды как ROSSIGNOL, FISCHER, SCOTT, ANON.
3. Конструкция.
Любой качественный шлем сегодня состоит из 3-х основных элементов:
- Внешняя жесткая оболочка небольшой толщины. Предназначена для отвода удара по касательной или распределении его энергии по всей площади шлема. Помогает сохранить форму внутренней части во время ударов и защищает ее от повреждения острыми предметами. Изготавливается из прочной высококачественной пластмассы (стеклопластика, ABS-пластика), карбона, кевлара или поликарбоната.
- Внутренняя мягкая и толстая оболочка (основа). Демпфирует энергию удара, защищая тем самым голову от травм и сотрясения. Изготавливается из полипропиленовой пены или вспененного полистирола (EPS). Обратите внимание, что оболочка обязательно должно быть из цельного куска пеноматериала. В высококлассных модификациях основание армируется карбоновыми или нейлоновыми нитями, это повышает степень защиты.
- Мягкая подкладка. Повышает комфорт, создавая мягкий контакт с головой и отводя влагу с ее поверхности. Также подкладка уменьшает силу удара и помогает «подогнать» шлем под голову. Должна быстро сохнуть. Желательно, чтобы подкладка имела антибактериальные свойства и была съемной, чтобы ее можно было постирать.
Существует 3 варианта конструкции:
- In-mold (injection molded) — защитная оболочка из поликарбоната впаивается в основу из EPS под сильным давлением, что гарантирует очень высокую прочность и позволяет сделать шлем легким. Такая конструкция подходит большинству райдеров, которые катают в не особо агрессивном стиле и не бросают вызов судьбе на самых сложных склонах.
- HardShell — внешняя оболочка отливается из ударопрочного ABS-пластика, она склеивается с основой из EPS. Эта конструкция, выигрывает в прочности и стоимости у других вариантов, но значительно проигрывает им в весе. Благодаря меньшей цене этот вариант часто выбирают новички, а благодаря высокой прочности – агрессивно катающие райдеры и любители прыжков.
- Гибрид — сочетает в себе облегченную конструкцию In-Mold с прочной HardShell с там, где это возможно. Такие варианты обычно легче HardShell и прочнее In-mold, но и стоят дороже.
4. Форма.
Шлем горнолыжника может быть:
- округлый;
- вытянутый в затылочной части, это улучшает аэродинамические свойства.
Кроме того, форма может быть:
Открытые модификации менее громоздкие, их использует большинство райдеров, начиная от рядовых горнолыжников, заканчивая опытными любителями внетрассовых спусков.
Закрытые модели («full-face») напоминают шлем мотоциклиста, он защищает всю голову, включая подбородок и лицо. Применяются в дисциплинах с повышенной травматичностью, таких как ски-кросс и бордеркросс. Иногда используются и в лесном фрирайде.
Бывают модификации с мягкими и жесткими ушами. Модели с мягкими ушами обычно выбирают фрирайдеры и любители, которые катают не особо агрессивно. Модели с жесткими ушами выбирают любители агрессивного катания и спортсмены. Они обеспечивают большую защиту при скользящем падении, а также лучшую аэродинамику и уровень теплосбережение. Можно устанавливать съемную защиту подбородка.
5. Вентиляция.
Горнолыжные шлемы могут быть:
- Без вентиляции. Это самые бюджетные модели.
- С нерегулируемой вентиляцией. В оболочке имеются отверстия, которые нельзя закрыть. Хорошо подходят для непродолжительного расслабленного катания в хорошую погоду или для горнолыжных курортов с постоянной температурой и искусственным снегом. Вентиляция в таких моделях обычно хорошая, но при сильном морозе или ветре это может вызывать дискомфорт или переохлаждение. При сильном снеге он может набиваться в вентиляционные отверстия.
- С регулируемой вентиляцией. Вентиляционные отверстия можно при желании закрывать специальным рычажком. Если рычажка два, то можно по отдельности регулировать вентиляцию передней и задней части, что очень удобно. Во время скоростного спуска в морозную погоду, можно закрыть только переднюю часть, а заднюю оставить открытой для вентиляции.
6. Регулировка объема.
Шлем должен обязательно плотно сидеть на голове, иначе он может слететь при падении. Форма головы у всех разная, поэтому ведущие производители выпускают модели с возможностью подгонки внутренника по голове. Без регулировок выпускаются только самые простые любительские модели, а также профессиональные слаломные.
Традиционная регулировка состоит из тросиков с двух сторон, которые натягиваются или ослабляются вращением колесика в разные стороны. Ослабление может также осуществляться нажатием кнопки сброса натяжения.
Некоторые производители, такие как Scott и Salomon выпускают шлемы, в которых регулировка обхвата происходит во время наполнения воздухом анатомических емкостей внутри шлема с помощью воздушной помпы.