Перейти в каталог Выбора рам
Автор: Антон Степанов
В народе ходит очень много легенд по поводу невиданной прочности и легкости, например титана, но никто не знает, что титановая рама при огромной цене будет иметь тот же вес, что и алюминиевая. Также титан может легко треснуть и очень тяжело поддается сварке и обработке. Давайте разберемся, где уместен каждый вид материала и расставим все точки.
Самое осмысленное решение для с точки зрения экономии веса, прочности и удобства для гоночных рам любого назначения – это карбон. Под любым назначением я подразумеваю: кросскантри, шоссе, циклокросс, BMX race, MTB race, 4X, DH. Карбон это прочный и легкий композитный материал, получаемый путем переплетения тонких нитей графита и резины. Направленные под индивидуальным углом нити скрепляются эпоксидными смолами и формуются в листы. Эти листы наносятся на каркас, который изготавливается по разным технологиям. Карбон не накапливает усталость, поглащает вибрации и имеет низкий удельный вес в купе с высокой прочностью. Уязвимых мест у карбоновых деталей два. Первое это точечные попадания камней, что ведут к трещинам и сколам. Второе это технология изготовления и длительное время производства каждой детали, что сказываются на цене. Из карбона делают шатуны, рамы, вилки, рули, выноса, седла, подседельные штыри, обода, корпуса втулок, ручки тормозов, педали и некоторые другие запчасти. Карбон не ржавеет.
Самое разумное с точки зрения цены решение – это алюминий. 6000 и 7000 серии. Эти сплавы обладают низким весом и хорошей прочностью. Алюминиевым трубам можно придать любую форму, благодаря распросранению технологии гидроформинга. Если упростить, то гидроформинг это когда трубу кладут в специальную форму, которую нагревают, а в саму трубу под давлением подают жидкость, которая распирает трубу изнутри, заставляя принять нужную форму. Обратной стороной алюминиевой рамы и других изделий является накопление усталости. Алюминий склонен к появлению трещин, особенно в местах сварных соединений. Разумеется речь идет об активной езде и прыжках. Вторая обратная сторона алюминия весьма спорная – это жесткость. Алюминиевая рама очень “хорошо едет”, имеет хороший накат. В чем же минус спросите вы? В том, что трясет! Сильно трясет! Снизить эту жесткость можно придавая трубам форму с большим количеством изгибов. Однако, разумеется в ущерб накату. Некоторые считают, что все эти хитрости с изгибами или гидроформингом просто маркетинговые уловки производителей и гонять можно на чем угодно. Тут можно спорить долго, суть в том, что хорошему спортсмену под силу показать результат хоть на Аисте, однако никто не участвует в кубке мира на простых велосипедах. Технологии развиваются не забавы ради и современные велосипеды гораздо легче, прочнее, красивее и эффективней, как средства достижения спротивных результатов, чем их собраться из недалекого прошлого. Благодаря жесткости и низкому удельному весу из алюминия делают рамы, рули, обода, выноса, корпуса педалей, подседельные штыри, корпуса и барабаны втулок, шатуны, вилки, звездочки. Алюминий поддается сварке, однако часто трескается повторно и являтся трудно свариваемым материалом. Используют его во всех дисциплинах, от кросскантри до дерта. Однако в BMX и MTB freestyle (я говорю не о race, 4x) чаще выбирают стальные рамы. Алюминий никак не поглощает удары и передает все вибрации райдеру, что с одной стороны делает велосипед отзывчивее, а с другой доставляет массу дискомфорта при трюках. Также алюминий быстрее трескается. Справедливо это в основном к стриту и парку. Алюминий не ржавеет.
Самое же не разумное решение в любой дисциплине это титан. Раскрученный школьниками в интернете материал, который тяжело найти, тяжело сварить и невозможно купить. Титан очень дорогой, а сварить его мало кто может. Из титана есть смысл делать только: оси педалей, валы шатунов, болты, драйверы и барабаны. Титан тяжело поддается обработке, запрещен к открытой продаже и вследствии всего этого стоит бешенных денег, а весить изделие будет также, как алюминиевое. Однако благодаря свойствам некоторых марок титана, его целесообразно использовать в вышеперечисленных запчастях. Титан не склонен к быстрой коррозии.
Сталь используется в вело индустрии давно и имеет репутацию надежную, неприхотливую и увесистую. Существует масса премиальных сплавов на основе всем известного cro-mo 4130, он же хромоль, хромо, хроммолибден, 30ХМА, 30ХГСА, Reynolds, Columbus и многие другие марки стали, которые легированы хромом и молибденом. Эти сплавы легко свариваются, достаточно прочные и поддаются термообработке, а также относительно дешевы. Минусы тоже есть: сталь имеет высокий удельный вес и она гибче алюминия и титана. Первое делает изделие тяжелее, а второе с одной стороны добавляет амортизации, а с другой убивает накат. Также сталь без термообработки склонна к деформациям и гнется. Сталь применяют в строении рам, вилок, рулей, шатунов, осей педалей, втулок, звездочек. Везде, где нужна максимальная прочность и гибкость в купе с приемлемой ценой. Есть и плохая марка стали – hi-ten. Этот сплав в 2-3 раза уступает по всем показателям cro-mo и применятеся в изготовлении дешевых велосипедов. Если вы используете велосипед активно, прыгаете и делаете трюки – hi-ten запчастей на нем быть не должно! Сталь склонна к коррозии и это часто ломает запчасти, незаметно ослабляя их.
Магний в основном используют в сплаве с алюминием, редко отдельно. Например, в корпусах педалей и штанах вилок.
Если вы купаете детский, прогулочный, женский велосипед, на котором не предполагаются сильные нагрузки вы можете купить байк из hi-ten стали, но он будет много весить. Для регулярного катания и кросскантри используйте велосипеды на алюминиевых рамах. Двухподвесы должны быть только на алюминиевых рамах, так как сама конструкция и без того тяжелвая, а стальная рама будет на 30% тяжелее алюминиевой и добавит ненужной гибкости. Гоночные кросскантрийные велосипеды, профессиональные гибриды и шоссейники должны быть из карбона. Дертовые, триальные, гоночные байки можно брать на алюминиевой раме. Стрит и парк MTB, BMX берите на cro-mo запчастях и рамах.
Перейти в каталог Выбора рам