Перейти в каталог Выбора шатунов
Автор: Антон Степанов
Давайте начнем с ответа на вопрос – а зачем это нужно? Углубимся еще немного в логику вопроса и получим второй – а чем отличается MTB система от BMX?
Если брать в расчет большинство MTB систем шатунов и опустить ненужные подробности, касающиеся стандартов и размеров, то мы получим не прочные шатуны с большими звездами. Они совершенно не годятся для трюкового катания. Большой вес, низкая прочность, неудобное соотношение передач. Плюс несовместимость с хорошей односкоростной втулкой, которую вы неизбежно установите на заднее колесо. Да, существуют хорошие MTB шатуны, пригодные для трюков, такие как Sram x.0, Shimano XT и некоторые другие. Средняя цена комплекта – 9-20 тысяч рублей. Эти системы имеют хороший вес, в комплекте сразу есть звезды и каретка, с них можно снять лишние звезды, но в итоге вы столкнетесь с некоторыми трудностями. Сейчас я постараюсь описать все моменты, которые приходят в голову мне и пользователям, попавшим на распутье выбора шатунов:
Наличие ограниченного диапазона зубьев звезд. Как правило вы будите иметь звезду 22-24 зуба. С учетом того, что на MTB рамы в основном ставят втулки под мини барабан или драйвер с 9-12 зубьями, мы получаем приемлемое соотношение, только в случае 24-9. Не факт, что цепь будет ложиться без перекоса, ведь эти шатуны рассчитаны на мультиспид. Допустим эти вопросы вы решили, тогда что дальше?
Только под правую сторону. Здесь я имею ввиду то, что вы не сможете использовать втулку под левую сторону. Для тех кто в танке – нужно это тем, кто катается правой ногой вперед, для удобства выполнения теилвипа. Можно перебросить все на другую сторону, но педали будут выкручиваться. BMX система шатунов эти вопросы полностью снимает.
Слабые звезды на бонках. Да, звезда на 4 бонках всегда ровная, но сами эти бонки часть ломаются и обладатели MTB систем вечно находятся в поиске запасных бонок, я прекрасно помню это по опыту работы в вело магазинах. К тому же звезды в 2 раза тоньше, чем BMX, что облегчает процесс их повреждения и деформирования при ударах.
Неудобство теилвипа и других трюков. Это конечно вопрос спорный и для каждого индивидуальный. По моему опыту, удобно ставить ногу на широкий и отставленный в сторону шатун. MTB шатуны сконструированы не для удобства выполнения трюков, а из соображений аэродинамики и комфорта длительного педалирования. Они имеют узкую сплющенную форму и редко отходят в сторону под таким углом, как BMX шатуны. Из-за этого на них тяжело поставить ногу в воздухе, при ловле теилвипа. Знаю, что кто-то скажет: буржуи же ловят/теилвип правильно ловить в педали/не умеешь кататься и все мешать будет/и так далее. Учтите, что я говорю о катании в наших реалиях, когда почти все поголовно катаются без тормозов и в этих условиях теилвип на педали делать крайне не удобно. Также есть еще одно утверждение, которое вызовет бурные кипения и бурления: много барспинов удобнее делать на шатунах.
BMX система часто дороже и тяжелее, но именно она эргономична для трюков, имеет прочные звезды, ставится на обе стороны, не боится ударов и разработана именно для трюков. Что нужно чтобы ее установить в рамы с резьбовой кареткой? Нужно выяснить, какой диаметр вала имеют шатуны (19 или 22 мм), под этот размер купить EURO BB kit. Затем нужно замерить ширину кареточного стакана вашей рамы (68-73 мм) и правильно установить комплект спейсеров внутрь каретки, чтобы чашки закрутились без зазоров, а сам спейсер (цилиндр) внутри каретки сидел плотно и не ерзал. Дальше нужно выбрать звезду, отталкиваясь от вашего стиля катания и количества зубьев на задней втулке. В финале стоит купить цепь, подходящую по ширине к BMX звезде.
Перейти в каталог Выбора шатунов