Перейти в каталог Горные велосипеды
Горные (МТБ) байки, или как их еще называют маунтибайки, являются самым популярным видом велосипедов, поэтому имеют самое большое количество различных моделей. Во многих местах продаются только они. Причем катают на них не только в горах, лесах и по пересеченной местности, но и по городу. Благодаря такой популярности, многие даже не задумываются над необходимостью покупки велика другого типа, а покупают такой как у всех – горный байк со спортивной посадкой, амортизаторами, широченными колесами и агрессивными грязевыми покрышками — джип среди великов, который проедет везде.
Но, такая покупка не всегда будет правильной. Ниже мы перечислим, в каких случаях городскому жителю стоит покупать МТБ велосипед и какой именно, а в каких – лучше отдать предпочтение городскому велику.
Выбор типа велика для города в первую очередь зависит от качества дорожного покрытия, по которому Вы чаще всего будете ездить, а также от стиля езды, ну и конечно от бюджета.
1. Горный велосипед для города
МТБ велосипед станет хорошим выбором для тех городских жителей, которые ездят в основном по разбитым дорогам, которых к сожалению достаточно много на улицах наших городов. Качественному маунтибайку не страшны плохие дороги, кочки, трамвайные пути, бордюры и другие препятствия, которые часто приходится переезжать в черте города. Поэтому, если на Вашем пути плохие дороги и Вы катаете в достаточно агрессивном стиле, Ваш выбор – качественный МТБ велик любительского класса, высокого или среднего уровня.
Бюджетные велики в этом случае не подойдут из-за дешевого пружинно-эластомерного амортизатора в вилке, который не будет справляться со своей задачей – гасить удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути. Если у Вас не хватает средств на качественный горный байк, лучше купите ситибайк, выбирайте дороги поровнее и катайтесь в прогулочном стиле. Впрочем, если Вы хотите именно маунтибайк, для неспешной езды по городу, можно в крайнем случае присмотреться и к начальному классу хардтейлов.
Если на Вашем пути будут в основном хорошие дороги, то покупка МТБ велика нецелесообразна, ведь он не совсем удобен для городских условий, в первую очередь из-за спортивной посадки, которая ухудшает обзор - очень важный параметр для условий города. В этом случае лучше присмотреться к качественным ситибайкам, которые мы рассмотрим ниже.
Довольно часто встречаются ситуации, когда требуется один велик для активной езды по ровным городским дорогам, а также по горам и по лесам, тогда покупайте хардтейл, необходимого Вам уровня. Конечно, в этом случае идеальный вариант иметь два велосипеда – один для города, другой для бездорожья, но не все могут себе это позволить, поэтому покупают единственный хардтейл, прекрасно понимая, что для условий города он хуже. Тот, кто серьезно подходит к этому вопросу имеет два комплекта колес – один для города с более узкой и лысой резиной, другой для гор – с более широкой резиной с агрессивным протектором. Поверьте, установив узкие слики или полуслики на горный велик, разгон, накат и максимальная скорость в корне изменятся в лучшую сторону!
Для агрессивной езды по дорогам любого качества также отлично подойдет качественный гибридный велосипед горного типа, присмотритесь и к ним. От обычного маунтибайка он отличаются более вертикальной посадкой и не такими широкими и агрессивными покрышками. Правда ход вилки у гибридов обычно поменьше, около 60-80 мм, но если она хорошего класса, например воздушная или хотя бы пружинно-маслянная, тогда для разбитых дорог и легкого бездорожья - это отличный вариант.
1.1. Хардтейл или двухподвес
Если Вы выбрали горный байк для города, то необходимо определиться с его видом, ведь они подразделяются на хардтейлы и двухподвесы. Хардтейл отличается тем, что у него отсутствует задний амортизатор в раме, поэтому он так и называется, что переводится как «жесткий хвост». Если Вы решили покупать горный велик для города, то остановитесь именно на хардтейле.
Двухподвесы, которые кроме амортизатора в вилке имеют еще и подвеску рамы, подходят только тем, кто увлечен экстремальным катанием, например велотриалом, фрирайдом или скоростным спуском с горы. Двухподвес тяжелее хардтейла, медленнее, а самое главное – значительно дороже стоит. Учтите, что часть энергии от кручения педалей уходит на раскачку амортизаторов. Конечно, высококлассные амортизаторы лишены этой проблемы, но стоят они очень дорого. Вы можете встретить на рынке дешевый двухподвес, так вот его не покупайте ни в коем случае, это какой-то тяжелый скрипящий монстр, который едет очень медленно, забирает много сил и может поломаться при первой серьезной нагрузке, что нередко приводит к травмам.
1.2. Рама и оборудование
При выборе велосипеда в первую очередь обращайте внимание на материал, из которого изготовлена рама. Лучшие рамы – карбоновые, они очень легкие, сверхпрочные и обладают способностью поглощать микровибрации. Но, стоят они очень дорого, поэтому ими оборудуют только велики профессионального класса. Наврядли стоит покупать такой дорогой байк для езды по городу, поэтому рассматривать их в этой статье не будем.
Остаются алюминиевые и стальные рамы, среди которых конечно лучше отдать предпочтение алюминию – он гораздо легче стали. Для уменьшения веса, в высококлассных моделях применяют технологию баттирования – трубы рамы имеют переменную толщину, где нагрузка больше – толщина больше. На легком велике проще разгоняться, подниматься в горку, да и в лифт и квартиру его легче занести, что важно для города. Стоят велики с баттированными рамами дороже, но это того стоит, если конечно бюджет позволяет.
Амортизационная вилка тоже является очень важным элементом любого горного байка, в хардтейлах ее ход обычно составляет 100 мм, она сглаживает удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути. В зависимости от класса байка, вилка может быть разного типа.
Высококлассные любительские маунтибайки часто оборудуются качественными воздушными вилками, которые имеют превосходные амортизационные свойства и легкий вес. Средний класс комплектуется обычно пружинно-масляными вилками – тоже неплохой вариант.
Самыми известными производителями вело трансмиссий считаются Shimano и Sram. Они выпускают группы разных уровней и цен, которые отличаются количеством передач, надежностью, долговечностью, четкостью работы и весом. Ниже приведем основные классы горных любительских трансмиссий:
Тормозная система отвечает за Вашу безопасность, поэтому к ее выбору также необходимо подойти серьезно.
Бюджетные МТБ велики довольно часто оборудуются простыми ободными тормозами, которые работают довольно надежно, главное, чтобы они были фирменными. При ограниченном бюджете на дисковые тормоза стоит обратить внимание в том случае, если Вы будете ездить на велосипеде в любую погоду, им в отличие от ободных, не страшны налипания снега и грязи на ободах, торможение от этого абсолютно не пострадает.
Маунтибайки средней и высокой категории обязательно должны быть оборудованы дисковыми тормозами, причем с гидроприводом. Они гораздо надежнее ободных и дисковых механических, кроме того, у них имеется возможность плавно дозировать усилие торможения, что позволяет точно контролировать траекторию болида во время спуска с горы.
1.3. Выбор класса и модели велосипеда
Как уже было сказано выше, для агрессивной езды по плохим городским дорогам неплохо подходят качественные гибриды горного типа и любительские хардтейлы высокой или средней категории. Для неспешных поездок можно присмотреться и к бюджетным маунтибайкам. Ниже подробнее рассмотрим каждый из этих классов, а также посоветуем конкретные модели.
Высококлассные любительские хардтейлы
Эти надежные велики отличаются оптимальным соотношением цена/качество. Это идеальный вариант для любителей длительных туристических походов по горной и лесной местности, а также для агрессивной езды по разбитым городским дорогам.
Рама у них алюминиевая, обычно дважды баттированная, вилка воздушная уровня RST Aerial, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5) на 2х10 или 3х10 передач, тормоза – дисковые гидравлические.
Рекомендуемые МТБ велики 2021 года от AUTHOR: TRACTION и TRACTION 29. Для женщин выпускаются специальные модификации с заниженной верхней трубой рамы TRACTION ASL и TRACTION 29 ASL.
Среди моделей американской компании Scott посоветуем хардтейл Aspect 720 или найнер Scott Aspect 920.
На границе между высоким и средним классом находятся модели 2021 года AUTHOR SPIRIT 29, SPIRIT 29 ASL и SPIRIT ASL, они собраны на раме без баттинга и оборудованы воздушной вилкой высокого уровня RST Aerial и трансмиссией среднего уровня SHIMANO Alivio.
Хардтейлы среднего любительского уровня
Эти маунтибайки также имеют отличное соотношение цена/качество. Они немного тяжелее высококлассных велосипедов и обвес имеют попроще, но для турпоходов по горам и пересеченной местности, а также для езды по городским дорогам, это тоже хороший вариант.
Такие велики базируются на алюминиевой раме без баттинга, оборудованы пружинно-масляными амортизационными вилками, трансмиссиями уровня SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4 на 2х9 или 3х9 передач, а также надежными дисковыми тормозами с гидроприводом.
Рекомендуемые маунтибайки 2021 года от AUTHOR: PEGAS 29, PEGAS, SOLUTION 29, SOLUTION. У Пегасов рама немного лучше и легче, за счет технологии гидроформинга, трансмиссия SHIMANO Alivio на 2х9 передач. У SOLUTION та же группа Alivio, но на 3х9 передач. Для женщин выпускается специальные модификации с заниженной верхней трубой рамы: PEGAS ASL, SOLUTION 29 ASL, SOLUTION ASL.
Среди байков американского бренда Scott посоветуем Aspect 740 или найнер Scott Aspect 940.
На границе между средним и начальным уровнем находятся найнеры AUTHOR IMPULSE 29 и IMPULSE 29 ASL, у них вилка пружинно-маслянная, а трансмиссия SHIMANO Altus.
Примерно на этом же уровне находятся байки от немецкой компании HORST: CROSSMAX, DEVIL и TRASSER. Они собраны на неплохой алюминиевой раме, оборудованы хорошей пружинно-масляной вилкой SR SUNTOUR XCM, HLO, дисковыми гидравлическими тормозами и трансмиссией SHIMANO Altus с кассетой. Единственный недостаток – передняя перекидка Shimano Tourney. Зато, стоят эти велосипеды намного дешевле конкурентов. За такую стоимость Вы не найдете другой байк подобного уровня.
Хардтейлы начального любительского уровня
Маунтибайки начального уровня подойдут начинающим любителям с ограниченным бюджетом, которые планируют спокойную езду в прогулочном стиле. Они отличаются недорогой пружинно-эластомерной вилкой, бюджетной трансмиссией и более тяжелым весом. Хотя, в бюджетном сегменте, при желании можно найти варианты с более качественной вилкой и трансмиссией.
Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия с кассетой, а не трещеткой, уровня SHIMANO Altus или Sram X.3. Хотя, если Вы не планируете езду в плохую погоду, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.
Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией с трещеткой, типа Shimano Tourney. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя.
На стальные велики смотрите только в крайнем случае, при очень ограниченном бюджете.
При небольшом бюджете, советуем обратить внимание на отличную модель HORST MESSER . Байк собран на неплохой алюминиевой раме, оборудован хорошей пружинно-масляной вилкой SR SUNTOUR XCM HLO, дисковыми механическими тормозами и трансмиссией SHIMANO Altus с кассетой. Единственный недостаток – передняя перекидка Shimano Tourney. Зато, стоит этот велосипед намного дешевле конкурентов. За такую стоимость Вы не найдете другой байк подобного уровня.
Также неплохой вариант найнер HORST AZTEC, он похож по оборудованию на MESSER, но вилка у него похуже, зато колеса больше, значит легче проезжают неровности.
Рекомендуемые байки от AUTHOR: RIVAL 29 и RIVAL. В крайнем случае OUTSET. Для женщин выпускаются специальные модели с заниженной верхней трубой рамы RIVAL 29 ASL, RIVAL ASL и UNICA.
Среди моделей Scott посоветуем Aspect 750, Aspect 760, а также найнеры Scott Aspect 950, Aspect 960. Для девушек - Scott Contessa 640.
Гибридные велосипеды
Для тех, кто хочет приобрести надежный и легкий гибридный велосипед, советуем присмотреться к моделям высокого любительского уровня от чешской компании AUTHOR: CODEX, AIRLINE и MISSION. Эти велики прекрасно подойдут для агрессивной скоростной езды по шоссе и городу со съездами на бездорожье. Они не боятся плохой погоды и очень надежны.
Базируются велосипеды на легкой алюминиевой раме, изготовленной по технологии тройного баттинга и оборудованы сверхнадежными гидравлическими дисковыми тормозами.
Модель CODEX отличается профессиональной трансмиссией SHIMANO XT и шикарной амортизационной вилкой воздушного типа RST Vogue Air TRL.
AIRLINE оборудован воздушной вилкой с ходом 80 мм RST Viv Air TnL и трансмиссией высокого любительского уровня SHIMANO Deore на 3х10 скоростей.
MISSION оснащен пружинно-масляной вилкой RST Vita TnL и трансмиссией SHIMANO Alivio на 3х9 скоростей.
Для тех, кто ищет гибриды попроще, посоветуем велики 2021 года от AUTHOR: GRAND, VERTIGO и женскую INTEGRA, они немного тяжелее моделей высокого уровня и обвес имеют похуже, но для туризма и города это тоже неплохой вариант. Эти байки оборудованы 27-ми скоростной трансмиссией SHIMANO Alivio. При этом GRAND и VERTIGO отличаются дисковыми тормозами с гидроприводом, в то время как INTEGRA имеет более простые тормоза – ободные.
Модели GRAND ASL, STRATOS ASL и VERTIGO ASL разработаны специально для женщин, они отличаются от моделей без приставки ASL только специальной женской геометрией рамы.
Неплохие гибриды AUTHOR HORIZON и женская LINEA стоят дешевле, они имеют оборудование попроще, но вполне надежное для городских условий.
2. Сити байк – идеальный вариант для города
В городских условиях очень важен обзор, поэтому посадка велосипедиста желательна как можно более вертикальная, что позволит эффективно следить за обстановкой на дороге. Кроме того, вертикальная посадка значительно снижает нагрузку на спину и руки, что позволяет избежать неприятных ощущений.
Для обеспечения вертикальной посадки руль велосипеда должен иметь высокий подъем и изгиб в сторону тела, конструкция рамы также должна способствовать вертикальной посадке - именно такими рамами и рулями оборудуют городские велосипеды, горные модели имеют более горизонтальную посадку. Седло также в сити байке отличается – оно более широкое, мягкое и подпружиненное, что создает больше комфорта.
Более узкие колеса с полусликовыми покрышками сити-байка обеспечивают значительно лучший накат при езде по ровному асфальту, что позволяет затрачивать меньше сил при езде.
Вилка сити-байка может быть жесткой или с короткоходными амортизаторами. Трансмиссия часто имеет меньшее число скоростей, чем у горных моделей, встречаются велики с 3-11 передачами, а также односкоростные. Иногда ставят обычный задний переключатель скоростей горного типа начального или среднего уровня. Но часто встречаются и планетарные втулки на 3-11 скоростей, например Shimano Nexus, Alfine или Sram i-Motion, которые считаются идеальным вариантом для города, они не подвержены воздействию пыли и грязи, не требуют обслуживания и позволяют переключать скорости не только в движении, но и стоя на месте, что пригодится при частых остановках на светофоре.
Также сити-байки оснащены полноразмерными металлическими крыльями, которые защищают велосипедиста от брызг грязи и багажником, который пригодится при поездке на рынок или в магазин, а иногда фарой и динамо машиной.
Если Вы планируете ездить в основном по ровным городским дорогам, покупайте городской велосипед с жесткой вилкой и даже не смотрите на горные модели. Желательно, чтобы он был на алюминиевой раме.
Для слегка разбитых городских дорог подойдет городской велик с амортизационной вилкой, но учтите, что вилка в сити байке будет короткоходная, с ходом 40-60 мм, она не подойдет для агрессивной езды по очень разбитым дорогам и пересеченной местности.
Рекомендуемые городские велики 2020 и 2021 годов от АВТОР, для мужчин: VOYAGE, для женщин: GLORIA. Модели прошлых лет: RAPID, DYNASTY, SÉANCE, MAJESTY и VICTORIA.
Перейти в каталог Горные велосипеды