Перейти в каталог Горные велосипеды
Горный велосипед (маунтибайк) считается самым популярным и универсальным типом, на нем ездят не только по горам, но и по лесным тропам, а также городским паркам и улицам. Для соревнований по горной и пересеченной местности также применяются горные байки.
Моделей маунтибайков множество, все они подразделяются на определенные типы в зависимости от назначения, а также на классы, в зависимости от качества и сложности оборудования. Многим тяжело разобраться во всем этом многообразии и сделать правильный выбор, для них дадим несколько советов:
1. Типы, классы и оборудование горных велосипедов
В зависимости от наличия заднего амортизатора, модели делятся на хардтейлы и двухподвесы, которые в свою очередь подразделяются на подвиды по назначению.
1.1. Хардтейл
Эти велики считаются самым популярным видом горных байков, они отличаются тем, что оснащаются только одним амортизатором, находящимся в вилке, задней подвески в раме нет. Ход амортизатора обычно составляет 100 мм. Диаметр колес хардтейла может быть 26, 27.5 или 29 дюймов – для взрослых моделей, или 24 дюйма – для подростковых моделей.
Эти популярные байки идеально подходят для вело походов по горной и лесной местности. Для езды по ровным городским или загородным дорогам они не рекомендуются, а вот для разбитых дорог, которых предостаточно в нашей стране – это неплохой вариант.
Хардтейлы оборудуются многоскоростными горными трансмиссиями на 10-30 передач, с широким диапазоном передаточных чисел, которые позволяют легче преодолевать большие перепады высот. Руль обычно прямой, широкий, без подъема или с небольшим подъемом.
В зависимости от качества рамы и оборудования, хардтейлы подразделяются на классы.
Профессиональный класс
Главным отличием профессионального хардтейла является сверхнадежный профессиональный обвес и качественная сверхлегкая рама, желательно карбоновая. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста.
Профессиональный кросс-кантрийник обязательно должен быть оборудован высококлассной вилкой. Самыми лучшими считаются масляно-пружинные вилки профессионального типа, они идеально подходят для тяжелых условий и больших нагрузок, которые они испытывают при прохождении тяжелых трасс, во время соревнований кросс-кантри. Масляно-воздушные и воздушные вилки также имеют превосходные амортизационные свойства. Преимуществом первых является большая надежность и долговечность, зато вторые имеют заметно меньший вес, поэтому часто используются в соревнованиях.
Для четкой и надежной работы в тяжелых условиях гонок, трансмиссия должна быть также профессионального уровня SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9). Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.
Полупрофессиональный класс
Полупрофессиональные модели обычно собраны на более дешевых алюминиевых рамах, которые для уменьшения веса изготавливают по технологии баттинга, которая подразумевает наличие различной толщины труб в разных местах.
Они обычно оборудуются воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом.
Также они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией SHIMANO SLX или Sram X.7, которые имеют чуть больший вес и чуть хуже надежность, по сравнению с SHIMANO XT, при этом стоят они дешевле, а надежность все равно остается на высоте.
Любительский класс высокого уровня
Кросс-кантрийные хардтейлы высокого любительского уровня отличаются оптимальным соотношением цена/качество. Они имеют больший вес по сравнению с профессиональными и уступают им в надежности, но для любительского использования их надежность и долговечность на высоте.
Рама у них алюминиевая, обычно дважды баттированная, вилка воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5), тормоза – дисковые гидравлические.
Любительский класс среднего уровня
Средний любительский класс хардтейлов также имеет отличное соотношение цена/качество. Эти велики немного тяжелее велосипедов высокого уровня и обвес имеют попроще. Они базируются на алюминиевой раме, оборудованы качественными пружинно-масляными амортизационными вилками, а также трансмиссиями уровня SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4 и надежными дисковыми тормозами с гидроприводом.
Любительский класс начального уровня
Кросс-кантрийники начального уровня отличаются бюджетной пружинно-эластомерной вилкой, трансмиссией начального уровня и более тяжелым весом.
Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия с кассетой, а не трещеткой, уровня SHIMANO Altus или Sram X.3. Хотя, если Вы не планируете езду в плохую погоду, когда возможно налипание грязи или снега на обода, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.
Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией с трещеткой, типа Shimano Tourney. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя.
На стальные велики также смотрите только в случае очень ограниченного бюджета. Учтите, что вес байка на стальной раме большой, значит придется тратить больше сил на разгон, особенно это заметно при езде в гору. Да и затаскивать тяжелый велик в лифт тяжелее.
1.2. Двухподвес
Двухподвесы имеют не только передний амортизатор в вилке, но и заднюю подвеску – в раме. Такие велики применяются для еще более экстремального катания. Ход амортизаторов таких байков обычно больше, чем у хардтейлов и составляет 100-200 мм. Для езды по городу такие велики не рекомендуются.
Двухподвесы делятся по стилю езды - от легких кросс-кантрийных, до сверх прочных для скоростного спуска с горы.
Тот, кто выбрал двухподвес, должен понимать, что его оборудование очень дорогое, нормальный велик стоит больше 100 тысяч рублей, разве что модели прошлых лет можно найти с большими скидками. Поэтому, если Ваш бюджет меньше 60 тысяч рублей, даже не смотрите на двухподвесы. Конечно, на рынке или в гипермаркете можно встретить так называемые двухподвесы значительно дешевле, не покупайте их ни в коем случае! Это какой то скрипящий монстр с дешевыми амортизаторами, которые практически ничего не амортизируют, а только добавляют веса и пожирают энергию от педалирования на раскачку. При ограниченном бюджете, купите лучше бюджетный, но качественный любительский хардтейл.
Двухподвесы для кросс-кантри
Это специальные двухподвесы, предназначенные для участия в соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по бездорожью. Здесь важна легкость преодоления подъемов и скорость, поэтому эти велики отличаются относительно легким весом и более коротким ходом вилки, по сравнению с другими двухподвесами, составляющим 100-130 мм.
Двухподвесы для трейла
Велотрейл сочетает в себе элементы серьезного кросс-кантри и лёгкого фрирайда: крутые спуски и подъёмы, небольшие дропы, шоры, синглтреки, камни и т.п. Велик для трейла прочнее и тяжелее кросс-кантрийного, но легче фрирайдных байков. Трассы для трейла подготовленные. Ход амортизаторов составляет около 140 - 160 мм.
Двухподвесы для фрирайда
Фрирайд переводится как свободное катание. Трассы для фрирайда не подготавливаются заранее, а используются те, которые создала природа. Выбираются достаточно сложные трассы, которые позволяют катать в экстремальном стиле, совершая прыжки со склонов и выполнять различные трюки в воздухе. Ход амортизаторов составляет около 160 – 180 мм. Велики для фрирайда очень прочные и довольно тяжелые.
Двухподвесы для даунхилла
Самые мощные и тяжелые двухподвесы, стихия которых – экстремальный скоростной спуск с горы. Ход амортизаторов - около 200мм.
2. Выбор места покупки
Мест, где продаются велики, довольно много, их можно купить в гипермаркете, на рынке, в вело магазине или интернет-магазине.
2.1. Покупка велосипеда в гипермаркете или на рынке
В гипермаркете, в котором продаются так называемые ашан-байки, точно не стоит покупать велик, цена конечно будет самая низкая, но и качество соответствующее. Эти велики собраны на тяжеленных стальных рамах с плохим качеством сварки и оборудованы комплектующими самого низкого качества. На рынке также обычно продают самые дешевые модели, которые не блещут качеством, хотя иногда можно встретить и неплохой велик.
2.2. Специализированный веломагазин или интернет-магазин
Этот вариант намного лучше первого, в специализированных магазинах и интернет-иагазинах обычно не продают откровенно плохих велосипедов. Ассортимент у них значительно выше, поэтому каждый сможет выбрать подходящий велосипед под свой бюджет и треюования.
Преимуществом обычного вело магазина перед интернет-магазином, является то, что здесь можно выбрать подходящую модель, видя ее перед собой, посидеть в седле и даже прокатиться. Также можно лично побеседовать с продавцом и получить консультацию.
Преимуществом интернет-магазина является больший модельный ряд и обычно более низкая цена. Для тех, кто хоть немного разбирается в велосипедном оборудовании, будет проще самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать себе подходящий велик и заказать доставку. Если Вы остановились на интернет-магазине, выбирайте самые крупные интернет магазины велосипедов, которые давно занимаются продажей великов и имеют большой ассортимент и низкие цены. Не забудьте поинтересоваться и условиями доставки.
2.3. Крупный спортивный универмаг со своим интернет-магазином
Самый идеальный вариант – это покупка горного велосипеда в крупном спортивном универмаге, который специализируется на велосипедах и имеет свой интернет-магазин и сервисный центр. В этом случае, Вы получите максимум преимуществ: большой ассортимент, низкие цены, возможность выбора модели в спокойной домашней обстановке, возможность выбора модели прямо в универмаге, консультация опытного специалиста и доставка домой.
Также можно попросить собрать и настроить новый велик и самостоятельно поехать на нем домой, ведь не каждый сможет правильно настроить переключатели скоростей и тормоза.
Фирменные модели обычно имеют гарантийный срок, в течение которого, Вы можете рассчитывать на бесплатное обслуживание и ремонт велосипеда в сервисном центре универмага, конечно если такой имеется, поэтому поинтересуйтесь перед покупкой и об этом. После окончания гарантийного срока, сервисный центр принимает велики на платное обслуживание.
3. Выбор типа, класса и модели маунтибайка
Тип маунтибайка нужно выбирать в зависимости от того, по каким дорогам Вы будете ездить. Класс будет зависеть от стиля Вашего катания, ну и конечно от бюджета.
Если Вы любите походы и будете ездить в агрессивном стиле по горным и лесным тропам, городским паркам и разбитым асфальтовым дорогам, тогда лучшим выбором станет хардтейл высокого или среднего любительского класса. Примеры высококлассных моделей: AUTHOR TRACTION, TRACTION 29 или Scott Aspect 720, Aspect 920, для девушек - AUTHOR TRACTION ASL. Примеры хардтейлов среднего класса: AUTHOR SPIRIT, SPIRIT 29, или Scott Aspect 740, 940, для девушек - AUTHOR SPIRIT ASL.
Для неспешных поездок в прогулочном стиле можно смотреть и на хардтейлы начального уровня, например AUTHOR RIVAL, PROFILE, или Scott Aspect 750, 950, HORST MESSER, для девушек - Scott Contessa 640.
Для соревнований кросс-кантри выбирайте профессиональные (AUTHOR INTROVERT, MAGNUM 29, SCOTT Scale 710, 720, 910, 920) или полупрофессиональные хардтейлы (AUTHOR VISION, INSTINCT, SCOTT Aspect 710, 910), или же легкие, но качественные кросс-кантрийные двухподвесы с ходом амортизаторов 100-120 мм (AUTHOR A-RAY, A-RAY 29, TEAM).
Для трейла, фрирайда или скоростного спуска с горы (даунхилла) выпускаются более мощные двухподвесы с ходом амортизаторов 140-160, 180 и 200 мм соответственно. Рекомендуемая модель для трейла - AUTHOR PATRIOT EVO TEAM, для фрирайда - NINJA FR, для даунхилла - NINJA DH TEAM.
Перейти в каталог Горные велосипеды