Перейти в каталог Горные велосипеды
Горный велосипед стал популярен в России в конце прошлого века. Благодаря наличию амортизационной вилки и широким покрышкам, он отлично подходил не только для езды по горам и лесам, но и по нашим разбитым дорогам. Уже тогда россияне задавались вопросом, какой фирмы горный байк лучше. Сегодня фирм производителей маунтибайков еще больше, поэтому ответ на этот вопрос стал еще более актуальным. В этой статье мы дадим ответ на него.
Выбор вело производителя в первую очередь зависит от ваших требований к велосипеду и бюджета. Всемирно известные компании выпускают качественные велеки, но и накрутку за бренд берут приличную, поэтому зачастую лучше взять велик не самого раскрученного бренда, который придерживается более скромной ценовой политики, но при этом выпускает качественные и надежные велики.
Хотя, если Ваш бюджет не ограничен, покупайте самый крутой велик лучшего производителя, только не вздумайте в этом случае экономить на раме и обвесе, раз уж Вы переплачиваете за бренд, то и оборудование должно быть лучшее. Конечно, цена такого велика сравнима со стоимостью нового автомобиля среднего класса.
Горные байки делятся на 2 основных вида – хардтейлы и двухподвесы. Самым популярным видом являются хардтейлы, поэтому им и будет уделено основное внимание в этой статье. Про двухподвесы также расскажем.
Перед выбором производителя, стоит изучить теорию, для того, чтобы знать основное оборудование майнтибайка. В зависимости от Ваших требований к горному байку, он должен обладать соответствующим оборудованием, каким именно рассмотрим ниже.
1. Оборудование горного байка (хардтейла)
Основным отличием хардтейла является то, что у него имеется только один амортизатор в вилке, а задней подвески в раме нет, поэтому он так и называется, что переводится «жесткий хвост».
Эти популярные байки идеально подходят для вело походов по местности с различным рельефом и разным дорожным покрытием или бездорожью. Также на них можно принимать участие в соревнованиях кросс-кантри. Для езды по ровным городским или загородным дорогам они не рекомендуются, а вот для разбитых дорог, которых предостаточно в нашей стране – это неплохой вариант, хотя в этом случае возможно лучше будет гибрид, тут уже каждый выбирает, что ему больше по душе.
Профессиональный класс
Для тех, кто хочет добиваться побед в соревнованиях кросс-кантри, нужно выбирать модели, оборудованные профессиональным обвесом, желательно на карбоновой раме. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста. Технология изготовления карбоновых рам значительно сложнее, чем из алюминия и стали, соответственно и цена значительно выше. Но, с карбоновыми рамами нужно быть внимательным при выборе. В последнее время велорынок наполнился большим количеством недорогих китайских рам из карбона, при изготовлении которых, не учтены все тонкости технологии, поэтому они имеют гораздо меньшую стоимость и главное – малую прочность.
Профессиональный хардтейл обязательно должен быть оборудован высококлассной вилкой. Самыми лучшими считаются масляно-пружинные вилки профессионального типа, они идеально подходят для тяжелых условий и больших нагрузок, которые они испытывают при прохождении тяжелых трасс, во время соревнований кросс-кантри. Амортизатором служит высококачественная стальная пружина, которая демпфируется картриджем, заполненным маслом. Они очень надежные и долговечные. Цена такой вилки значительно зависит от производителя и качества пружины, но в любом случае она не маленькая, от 300 до 2500 долларов. Масляно-воздушные и воздушные вилки также имеют превосходные амортизационные свойства. Преимуществом первых является большая надежность и долговечность, зато вторые имеют заметно меньший вес, поэтому часто используются в соревнованиях.
Трансмиссия должна быть SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9), они отличаются невероятной надежностью работы в любых погодных условиях. Передняя система обычно имеет 2 звезды, задняя кассета – 11 звезд, в результате количество передач выходит 22, они переключаются настолько четко, что иногда кажется, что это происходит автоматически.
Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.
Полупрофессиональный класс
Для участия в любительских соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по пересеченной местности выбирайте полупрофессиональные модели. Они обычно собраны на более дешевых алюминиевых рамах, которые для уменьшения веса изготавливают по технологии баттинга, которая подразумевает наличие различной толщины труб в разных местах. Где нагрузка больше – труба толще, где меньше – уже. Алюминиевая рама гораздо легче стальной, не подвержена коррозии, но имеет меньшую прочность. Кроме того она совсем не «пружинит», что понижает комфортность, но это можно частично компенсировать амортизационными вилкой и подседельным штырем, поэтому алюминиевая рама считается хорошим вариантом. Подседельный штырь часто карбоновый.
Полупрофессиональные модели обычно оборудуют воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом.
Также они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией SHIMANO SLX или Sram X.7, которые имеют чуть больший вес и чуть хуже надежность, по сравнению с SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9,) при этом стоят они дешевле, а надежность все равно остается на высоте.
Любительский класс высокого уровня
Хардтейлы высокого любительского уровня отличаются оптимальным соотношением цена/качество. Они имеют больший вес по сравнению с профессиональными и уступают им в надежности, но для любительского использования их надежность и долговечность на высоте. Это идеальный вариант для любителей туристических походов по горной и лесной местности, а также для агрессивной езды по бездорожью или разбитым городским дорогам.
Рама у них алюминиевая, обычно дважды баттированная, вилка воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5), тормоза – дисковые гидравлические.
Любительский класс среднего уровня
Средний любительский класс хардтейлов также имеет отличное соотношение цена/качество. Они тяжелее моделей высокого уровня и обвес имеют попроще, но для турпоходов по горам и пересеченной местности, а также езды по городским дорогам, это тоже хороший вариант. Такие велики базируются на алюминиевой раме, оборудованы пружинно-масляными амортизационными вилками, а также трансмиссиями уровня SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4 и надежными дисковыми тормозами с гидроприводом.
Любительский класс начального уровня
Хардтейлы начального уровня подойдут начинающим любителям с ограниченным бюджетом, которые планируют спокойную езду в прогулочном стиле. Эти модели отличаются бюджетной пружинно-эластомерной вилкой, трансмиссией начального уровня и более тяжелой рамой.
Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия с кассетой, а не трещеткой, уровня SHIMANO Altus или Sram X.3. Хотя, если Вы не планируете езду в плохую погоду, когда возможно налипание грязи или снега на обода, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.
Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией с трещеткой, типа Shimano Tourney. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя. SHIMANO и Sram не выпускают откровенно некачественный обвес.
На стальную раму также смотрите только в случае очень ограниченного бюджета. Учтите, что вес байка на стальной раме большой, значит придется тратить больше сил на разгон, особенно это заметно при езде в гору. Да и затаскивать тяжелый велик в лифт тяжелее.
2. Оборудование двухподвеса
Еще одной разновидностью горных великов являются двухподвесы, которые применяются для еще более экстремального катания, например скоростного спуска с горы даунхил. Для езды по городу такие велики не рекомендуются.
Двухподвесы имеют не только передний амортизатор в вилке, но и заднюю подвеску – в раме. Ход амортизаторов таких байков обычно больше, чем у хардтейлов и составляет 120-200 мм. Амортизаторы обязательно должны быть высокого класса, дешевые пружинно-эластомерные не подойдут, ведь двухподвесы покупаются для экстремальной езды по бездорожью, поэтому нагрузка на них приходится большая. На хорошие двухподвесы часто устанавливают дорогие воздушные амортизаторы.
Двухподвесы также как и хардтейлы собираются на рамах изготовленных из карбона, алюминия или стали, но при этом прочности уделяется еще больше внимания, поэтому рамы двухподвесов рассчитаны на большую нагрузку. То же самое касается и остальных узлов нормального двухподвеса, в нем все очень надежное – вилка, рулевая колонка, переключатели скоростей, кассета, система, шатуны, обода, втулки и т.д.
Также отметим, что для двухподвеса важны надежные тормоза с увеличенным усилием торможения, ведь остановить несущийся с горы велик не так просто. Поэтому хороший двухподвес обязательно оборудуется фирменными дисковыми тормозами с гидроприводом, причем диаметр ротора должен быть увеличенный – 7 или 8 дюймов.
Как видим, нормальный двухподвес должен быть оборудован очень дорогим оборудованием, соответственно и стоить он должен дорого. Опытные экстремалы это прекрасно понимают и не жалеют денег на высококлассный двухподвес.
На рынке или гипермаркете можно встретить дешевые двухподвесы, собранные на самых дешевых рамах и комплектующих, ни в коем случае не покупайте их. Это какой-то скрипящий монстр, который будет только мучать велосипедиста, отнимая энергию от кручения педалей на раскачку и может поломаться прямо во время езды, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Надеюсь, Вы уже определились, каким оборудованием должен быть оснащен Ваш горный байк, тогда перейдем к выбору производителя.
3. Велосипедные бренды
С каждым годом, брендов, под которыми выпускаются горные велосипеды, становится все больше. Обычно, более известные и популярные производители, берут приличную наценку за свой бренд. Как показывает практика, при выборе бренда не всегда нужно следовать правилу «чем дороже, тем лучше», с велосипедами это не всегда работает.
Некоторые пионеры велоиндустрии сделали существенный вклад в развитие вело технологий, некоторые пошли путем повторений и инноваций. Мы можем любить и выбирать тот или иной бренд за его известность или доступность по цене, или же за продуманность и дизайн его велосипедов. Каждого цепляет что-то свое, мы же дадим общие рекомендации по выбору велобренда, исходя из своего большого опыта.
Specialized
Для тех, кто не ищет компромиссов и имеет не ограниченный бюджет, советуем выбирать среди лучших горных велосипедов американской фирмы Specialized, название которой переводится с итальянского, как «страстно увлеченный». Его основатель Майк Синьярд начинал с того, что в далекие 1970-е завозил велокомплектующие с Италии в Калифорнию, где и основал свою фирму, а название взял итальянское. Эти велики действительно идеально подходят для тех, кто целиком и полностью увлечен велоспортом.
Горные байки Specialized отличается тем, что фирма сама разрабатывает и изготавливает на своих заводах уникальные рамы и самые технологичные комплектующие. Например фирменные амортизаторы, которыми комплектуются лучшие горные байки Specialized изготовлены по уникальной технологии «brain», которая автоматически регулирует жесткость амортизатора в зависимости от типа дорожного покрытия, на ровных дорогах амортизатор становится жестким, на неровностях амортизация включается.
Велосипеды Specialized можно купить только в специализированных магазинах, правда цена лучших моделей очень большая, а модели подешевле оборудованы рамой и обвесом более низкого класса.
Если Вам не хватает средств на Specialized с необходимым оборудованием, лучше присмотреться к другим известным брендам, например американскому SCOTT или чешскому AUTHOR, которые тоже выпускают очень качественные и надежные велосипеды, но их стоимость меньше, особенно это касается AUTHOR.
SCOTT
Американская фирма SCOTT считается одной из наиболее перспективных в производстве велосипедов, хотя вначале деятельность была направлена в основном на горные лыжи. Сегодня относительно новое для компании направление – производство горных велосипедов, развивается на самом высшем уровне.
Рамы их велосипедов очень прочные, что обусловлено самым современным технологическим процессом и тщательным контролем над качеством изготавливаеиой продукции. Трещины на стыках рамы исключены в процессе нормальной эксплуатации – заявляет производитель. Но даже если это произойдет, фирма гарантирует замену рамы либо возврат денег либо.
В 1980-х офис SCOTT перебрался в Швейцарию и теперь имеет прописку на двух континентах. Фирма SCOTT спонсирует более десяти профессиональных команд по кросс-кантри, шоссе, триатлону и даунхиллу.
AUTHOR
Если Вы ищете фирму, которая выпускает велики с лучшим соотношением цена/качество, обратите внимание на всемирно известный чешский бренд AUTHOR, который уделяет большое внимание качеству, при этом их ценовая политика значительно скромнее. Да и модельный ряд у AUTHOR широкий, каждый сможет найти велик по душе: и профессионал, и опытный любитель походов, и начинающий велолюбитель.
Компанию организовал Мартин Гавлена, который в начале 90-х занимался импортом велосипедов из Китая. Спустя три года, он создал собственный бренд и начал производить качественные велосипеды.
Быстро покорив рынки Чехии и Словакии, AUTHOR продолжал расти, расширяя свою модельную и размерную линейки, после чего вышел на европейский рынок сбыта. AUTHOR удачно использовал собственное преимущество: имея более низкую стоимость, по сравнению с известными европейскими брендами, а также отменное качество байков, у компания быстро выросла из локального чешского бренда до уровня высококлассного европейского производителя.
Этому поспособствовал еще один важный момент – Чехия всегда была велосипедной страной с чудесными традициями. Автор вовремя подхватывал и внедрял в свое производство все важные изменения в технологиях. Сотрудничая с национальными научными институтами, а также известными велогонщиками и механиками, разрабатывались своеобразные и качественные модели велосипедов, которых уже успели завоевать заслуженную популярность. Например, модели TRACTION и SPIRIT можно назвать своеобразными эталонами в любительском классе высокого и среднего уровней соответственно. По ним можно равняться, выбирая модель для себя. Среди профессиональных моделей – это конечно INTROVERT.
Разработка моделей и их сборка осуществляется в Чехии, а комплектующие производятся в Гонконге или же закупаются у ряда всемирно известных производителей, таких как японская Шимано. Были запатентованы и собственные авторские технологии.
Также не будем забывать, что Author является титульным спонсором более десяти веломарафонов по всему миру, а чешские велогонщики всегда в элите велоспорта.
Отличным соотношением цена/качество отличаются и велики, выпускаемые под брендом AGANG, который также принадлежит AUTHOR и появился в результате сотрудничества с самым именитым триалистом Чехии Яромиром Спесни.
HORST
Среди великов начального уровня, в случае очень ограниченного бюджета, можно присмотреться и к менее известным брендам, например марку HORST. Эта компания специализируется на производстве горных велосипедов начального уровня и велоаксессуаров. Среди их моделей можно выбрать неплохой велик за очень доступную цену, особенно рекомендуем модель MESSER.
Главное, не покупать байки от неизвестных китайских производителей, которые продаются на рынках и в гипермаркетах и называются «ашан-байки». Такой велик не доставит радости, быстро поломается, а может даже привести к травме.
Перейти в каталог Горные велосипеды