Перейти в каталог Горные велосипеды
Езда на велосипеде – это прекрасная возможность держать себя в отличной физической форме и получать море удовольствия от неспешных велопрогулок и спортивных достижений. Парни чаще всего выбирают среди горных моделей, поэтому в этой статье будут рассмотрены именно они. Но учтите что, если Вы будете ездить в основном по ровным городским или загородным дорогам, то лучше выбрать и купить городской, гибридный или шоссейный велик, но это уже другая тема…
Горный байк (маунтибайк) идеально подходит для езды по горной, лесной и пересеченной местности, а также для соревнований кросс-кантри, фрирайда, даунхилла и т.п. Для езды по разбитым городским дорогам, которых еще много в нашей стране, горный байк с одним амортизатором – тоже неплохой вариант.
Если Вы серьезно задумались о покупке горного велика, но еще не знаете, какая именно модель лучше подойдет для Вас, эта статья поможет Вам определиться.
Для начала необходимо выбрать тип и класс байка, для этого нужно знать, где и в каком стиле Вы собираетесь кататься. На первый взгляд все велики похожи друг на друга (рама, два колеса, руль, зубчатая передача), но такие параметры как: геометрия рамы и руля, амортизаторы, скорость, вес, проходимость, толщина и диаметр колес, а также класс трансмиссии и тормозов, определяют тип и класс горного велосипеда.
1. Выбор типа горного байка для парня
Майнтибайки подразделяются на хардтейлы, двухподвесы и экстремальные хардтейлы.
1.1. Хардтейл
Самым популярным типом считаются хардтейлы, они отличается тем, что у них отсутствует задний амортизатор в раме, поэтому они так и называются, что переводится как «жесткий хвост». В вилке находится амортизатор со средним ходом, обычно 100 мм. Колеса диаметром 26, 27.5 или 29 дюмов обуты в шипованные покрышки, а многоскоростная трансмиссия (18-30 передач), позволяет ездить по трассам с различным рельефом.
Если Вы планируете ездить в основном по разбитым городским дорогам, лесным или горным тропинкам, а также принимать участие в соревнованиях кросс-кантри – выбирайте именно хардтейл, какой именно, смотрите пункты 2 и 3.
1.2. Двухподвес
Двухподвесы, которые кроме амортизатора в вилке имеют еще и подвеску рамы, подходят только тем, кто увлечен экстремальным катанием. Двухподвес тяжелее хардтейла, дороже, а самое главное – значительно медленнее. Учтите, что часть энергии от кручения педалей уходит на раскачку амортизаторов. Конечно, высококлассные амортизаторы лишены этой проблемы, но стоят они очень дорого.
Вы можете встретить на рынке дешевый двухподвес, так вот его не покупайте ни в коем случае, вы должны понимать, что амортизаторы являются довольно дорогими механизмами, поэтому бюджетная модель будет оборудована так называемыми имитаторами, которые практически ничего не амортизируют, а только добавляют веса и приводят к раскачке.
Двухподвесы делятся по стилю езды - от легких кросс-кантрийных, до сверх прочных для скоростного спуска с горы.
Двухподвесы для кросс-кантри - это специальные двухподвесы, предназначенные для участия в соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по бездорожью. Здесь важна легкость преодоления подъемов и скорость, поэтому эти велики отличаются относительно легким весом и более коротким ходом вилки, по сравнению с другими двухподвесами, составляющим 100-130 мм. В качестве примера приведем байки AUTHOR A-RAY 29, TEAM, A-RAY 29 и A-RAY.
Двухподвесы для трейла предназначены для езды по подготовленным трассам, которые сочетают в себе элементы серьезного кросс-кантри и лёгкого фрирайда: крутые спуски и подъёмы, небольшие дропы, шоры, синглтреки, камни и т.п. Велик для трейла прочнее и тяжелее кросс-кантрийного, но легче фрирайдных байков. Ход амортизаторов составляет около 140 - 160 мм. Байки AUTHOR PATRIOT EVO TEAM и AUTHOR PATRIOT EVO как раз из таких.
Двухподвесы для фрирайда, предназначены для свободного катания, прыжков и трюков на сложных трассах, созданных природой. Ход амортизаторов составляет около 160 – 180 мм. Велики для фрирайда очень прочные и довольно тяжелые, например AUTHOR NINJA FR.
Двухподвесы для даунхилла - самые мощные и тяжелые велики, стихия которых – экстремальный скоростной спуск с горы. Ход амортизаторов - около 200мм. Для дайнхилла отлично подходят велики AUTHOR NINJA DH TEAM и NINJA DH.
1.3. Экстремальный хардтейл
В последнее время многие парни выбирают велики не для быстрой езды по горам, лесам и городу, а для трюкового катания в таких дисциплинах как: дерт джампинг, стрит и т.п - так называемые экстремальные байки. Научившись определенным трюкам и приемам, Вы сможете запрыгивать на бордюры и спрыгивать с них, преодолевать лестницы и т.п.
Особенности экстремальных хардтейлов:
Пример экстремального хардтейла: Scott Voltage YZ 0.2.
2. Рама и оборудование мужского майнтибайка
При выборе байка в первую очередь обращайте внимание на материал, из которого изготовлена рама. Лучшие рамы – карбоновые, они очень легкие, сверхпрочные и обладают способностью поглощать микровибрации. Но, стоят они очень дорого, поэтому ими оборудуют только велики профессионального класса.
Для любителей остаются алюминиевые и стальные рамы, среди которых конечно лучше отдать предпочтение алюминию – он гораздо легче стали. Для уменьшения веса применяют технологию баттирования – трубы рамы имеют переменную толщину, где нагрузка больше – толщина больше. На легком велике проще разгоняться, подниматься в горку, да и в лифт и квартиру его легче занести, что важно для города.
Амортизационная вилка тоже является очень важным элементом любого горного байка, в хардтейлах ее ход обычно составляет 80-100 мм, она сглаживает удары и вибрации от неровностей, встречающихся на пути. В зависимости от класса байка, вилка может быть разного типа.
Самыми известными производителями вело трансмиссий считаются Shimano и Sram. Они выпускают группы разных уровней и цен, которые отличаются количеством передач, надежностью, долговечностью, четкостью работы и весом. Ниже приведем основные классы горных любительских трансмиссий:
Лучшие тормоза для хардтейла – дисковые с гидроприводом, они отличаются высочайшей степенью надежности в любую погоду и возможностью дозировать усилие торможения, что важно на горном спуске.
Для более спокойного типа езды подойдут и механические ободные тормоза, они также довольно надежны. Им, в отличие от ободных, не страшны налипания снега и грязи на ободах, а также небольшие восьмерки на колесах, торможение от этого абсолютно не ухудшается.
Ну а для тех, кто планирует кататься в прогулочном стиле и в основном в хорошую погоду, подойдут и ободные тормоза, главное, чтобы они были фирменные.
3. Выбор класса и модели горного мужского хардтейла
Выбор класса зависит от того, в каком стиле вы планируете ездить, ну и конечно от Вашего бюджета. Понятно, что для соревнований кросс-кантри потребуется профессиональная или полупрофессиональная модель. Для агрессивной езды по горам, лесам и плохим городским дорогам отлично подходят любительские модели высокой или средней категории. Для неспешных поездок можно присмотреться и к бюджетным маунтибайкам. Ниже подробнее рассмотрим каждый из этих классов, а также посоветуем конкретные модели.
3.1. Профессиональные модели
Для тех, кто хочет добиваться побед в соревнованиях кросс-кантри, нужно выбирать майнтибайки, оборудованные профессиональным обвесом, желательно на карбоновой раме. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста.
Профессиональный хардтейл обязательно должен быть оборудован высококлассной вилкой: масляно-пружинной, масляно-воздушной или воздушной.
Трансмиссия должна быть SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9), они отличаются невероятной надежностью работы в любых погодных условиях. Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.
Шикарные представители профессионального класса от чешской компании AUTHOR – это INTROVERT и найнер MAGNUM 29. Для тех, кто предпочитает американского производителя, рекомендуем SCOTT Scale 710, 720, 910, 920.
3.2. Полупрофессиональные модели
Для участия в любительских соревнованиях кросс-кантри и агрессивной езды по пересеченной местности выбирайте полупрофессиональные байки. Они обычно собраны на более дешевых алюминиевых рамах, которые для уменьшения веса изготавливают по технологии баттинга, которая подразумевает наличие различной толщины труб в разных местах.
Полупрофессиональные велики часто оборудуют воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом.
Они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией SHIMANO SLX или Sram X.7, которые имеют чуть больший вес и чуть хуже надежность, по сравнению с SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9,) при этом стоят они дешевле, а надежность все равно остается на высоте.
Рекомендуемые модели - AUTHOR VISION и INSTINCT и их модификации на 29-ти дюймовых колесах VISION 29 и INSTINCT 29. Среди байков SCOTT посоветуем Aspect 710 и Aspect 910.
3.3. Высококлассные любительские модели
Эти надежные велики отличаются оптимальным соотношением цена/качество. Это идеальный вариант для любителей туристических походов по горной и лесной местности, а также для агрессивной езды по разбитым городским дорогам.
Рама у них алюминиевая, обычно дважды баттированная, вилка воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5), тормоза – дисковые гидравлические.
Рекомендуемые МТБ велики от AUTHOR: TRACTION и TRACTION 29. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 720 или найнер Scott Aspect 920.
3.4. Горные байки среднего любительского уровня
Эти маунтибайки также имеют отличное соотношение цена/качество. Они немного тяжелее высококлассных велосипедов и обвес имеют попроще, но для турпоходов по горам и пересеченной местности, а также езды по городским дорогам, это тоже хороший вариант. Такие велики базируются на алюминиевой раме, оборудованы пружинно-масляными амортизационными вилками, а также трансмиссиями уровня SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4 и надежными дисковыми тормозами с гидроприводом.
Рекомендуемые маунтибайки от AUTHOR: SPIRIT и SPIRIT 29. Среди байков Scott посоветуем Aspect 740 или найнер Scott Aspect 940.
3.5. Байки начального любительского уровня
Майнтибайки начального уровня подойдут начинающим любителям с ограниченным бюджетом, которые планируют спокойную езду в прогулочном стиле. Они отличаются недорогой пружинно-эластомерной вилкой, бюджетной трансмиссией и более тяжелым весом.
Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия с кассетой, а не трещеткой, уровня SHIMANO Altus или Sram X.3. Хотя, если Вы не планируете езду в плохую погоду, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.
Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией с трещеткой, типа Shimano Tourney. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя.
На стальные велики также смотрите только в случае очень ограниченного бюджета.
Рекомендуемые байки от AUTHOR: RIVAL и PROFILE. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 750 или найнер Scott Aspect 950. Также присмотритесь к велику MESSER от менее известного производителя HORST, который имеет отличное для своей цены оборудование.
Перейти в каталог Горные велосипеды