8 (800) 333 21 75 Бесплатно для РФ

Как и где выбрать женский или мужской горный велосипед


Перейти в каталог Горные велосипеды

День ото дня горные велосипеды (маунтибайки) набирают все большие обороты. Количество их поклонников постоянно растет, а сами велики совершенствуются. Поначалу МТБ велик отличался специально спроектированной мощной рамой, широкими колесами, ободными вибрейк тормозами и прямым рулем, сегодня это настоящий внедорожник с амортизаторами, горными трансмиссиями и сверхнадежными эффективными тормозами с гидравлическим или механическим приводом.

С каждым годом становится все больше профессионалов и любителей гонок, прогулок и походов на маунтибайке, причем в их число входят как мужчины, так и женщины. Правильный выбор велика – самый важный шаг на пути к комфортным поездкам и покорению сложных трасс. Некоторые новички совершают ошибку на этом шаге, выбрав неподходящий тип или ростовку велика. В результате, вместо удовольствия от езды, велосипедист получает дискомфорт, усталость и разочарование.

В этой статье мы разберемся, какими принципами необходимо руководствоваться при выборе мужского и женского горного байка, но вначале ответим на важный вопрос: кто и зачем катается на маунтибайках?

 

1. Кому и зачем нужен маунтибайк

Итак, горный велик – это удобное, быстрое, экономичное и экологичное средство передвижения по бездорожью, разбитым дорогам и тропам с крутыми спусками и подъемами в горах, лесу и городе. Конструкция качественных маунтибайков учитывает агрессивность дорожных и погодных условий передвижения. Так, например, все комплектующие высококлассных великов должны легко выдерживать высокие нагрузки и быть стойкими к воде, грязи и пыли, а иногда и к химическим средам. Такому велику не помеха гололед, снег и сильный дождь…

На маунтибайке можно ездить и по ровным асфальтированным дорогам по городу и за городом но, здесь они уступают по комфортности ситибайкам, а по скорости шоссейникам и гибридам. Причины этого:

  • мощные амортизационные вилки с ходом 100-200 мм, забирают энергию от педалирования на раскачку, что значительно ухудшает разгон;
  • глубокий рисунок протектора покрышек создает приличное сопротивление качению, что ухудшает накат;
  • более вертикальная посадка по сравнению с шоссейниками, создает большее сопротивление встречного потока воздуха, что уменьшает скорость;
  • более горизонтальная посадка по сравнению с дорожными, уменьшает обзор, который важен в городских условиях;
  • узкое, неподпружиненное седло уступает в комфортности седлу ситибайка;
  • прямой руль не очень удобен в управлении велосипедом на трассе, из-за чего скорость придется снизить.

В общем, кататься по ровному асфальту можно, но созданы горные велики с целью использования в сложных дорожных условиях. Самое эффективное применение они получили среди следующих групп велосипедистов:

  • кросс-кантрийщики;
  • даунхиллеры;
  • фрирайдеры;
  • триалисты;
  • любители походов по горной и лесной местности;
  • любители поездок по пересеченной местности.

Если Вы относитесь к одной из перечисленных выше категорий, Вам стоит выбрать именно горный велосипед, какой именно, рассмотрим ниже. Для езды по разбитым городским дорогам, с частым пересечением трамвайных путей и различных кочек, маунтибайк тоже неплохой вариант, хотя в этом случае можно присмотреться и к гибридам.

Чтобы сделать правильный выбор необходимо знать, какие бывают типы и классы маунтибайков.

 

2. Типы и классы МТБ велосипедов

В зависимости от количества амортизаторов, велики делятся на хардтейлы и двухподвесы, которые в свою очередь подразделяются на подвиды по назначению и на классы по оборудованию.

Самым популярным видом горных байков считаются хардтейлы, которые оборудованы только одним амортизатором, расположенным в вилке, задней подвески в раме нет, поэтому они так и называются, что переводится как «жесткий хвост».

 

2.1. Хардтейлы

Так называются как обычные горные любительские велики, так и профессиональные, рассчитанные на участие в соревнованиях кросс-кантри. Качественные любительские байки идеально подходят для вело походов по горной и лесной местности.

Ход переднего амортизатора в вилке обычно составляет 80-100 мм. Диаметр колес хардтейла может быть 26, 27.5 или 29 дюймов (взрослые велосипеды), или 20, 24 дюйм (подростковые). Больший диаметр обеспечивает лучший накат и более мягкое преодоление препятствий, в то время как меньший диаметр увеличивает маневренность и управляемость. Колеса обычно широкие, толщиной 2-2.5 дюйма, рисунок протектора – агрессивный, с шипами.

Они оборудуются горными трансмиссиями на 10-30 передач, с широким диапазоном передаточных чисел, которые позволяют преодолевать большие перепады высот. Руль обычно прямой, широкий, без подъема или с небольшим подъемом.

В зависимости от качества рамы и оборудования, велики подразделяются на классы: любительский, полупрофессиональный и профессиональный. Любительские велики подразделяются еще и на уровни: начальный, средний и высокий. Стоимость велика будет зависеть от класса и производителя и от года модельного ряда, модели прошлых лет можно найти со скидками.

 

2.2. Двухподвесы

Еще одной разновидностью горных великов являются двухподвесы, которые имеют не только передний амортизатор в вилке, но и заднюю подвеску – в раме. Такие велики применяются при еще более экстремальном катании. Ход амортизаторов таких байков обычно составляет 100-200 мм. Они имеют мощные, прочные и тяжелые рамы.

Двухподвесы подразделяются по стилю езды на модели для:

  • кросс-кантри;
  • трейла;
  • фрирайда;
  • даунхилла.

 

3. Общие правила выбора для мужчины и женщины

Перед выбором модели МТБ велика, необходимо определиться с тем, по какой местности и в каком стиле вы будете чаще всего ездить. Также очень важно определиться с примерным бюджетом и местом покупки. После чего можно выбрать тип и класс велика, и только после этого – производителя, конкретный велосипед и ростовку рамы.

 

3.1. Выбор места покупки

Мест, где продаются велики, достаточно, их можно купить в гипермаркете, на рынке, в вело магазине или интернет-магазине.

Покупка велосипеда в гипермаркете или на рынке

В гипермаркете, в котором продаются так называемые ашан-байки, точно не стоит покупать велик, цена конечно будет самая низкая, но и качество соответствующее. Эти велики собраны на тяжеленных стальных рамах с плохим качеством сварки и оборудованы комплектующими самого низкого качества. На рынке также обычно продают самые дешевые велики, которые не блещут качеством, хотя иногда можно встретить и неплохой велик.

Специализированный веломагазин или интернет-магазин

Этот вариант значительно лучше первого, в специализированных магазинах и интернет-магазинах обычно не продают откровенно плохих велосипедов. Ассортимент у них значительно выше, поэтому каждый сможет выбрать подходящий велосипед под свой бюджет и требования.

Преимуществом обычного вело магазина является то, что здесь можно выбрать подходящий байк, видя его перед собой, посидеть в седле и даже прокатиться. Также можно лично побеседовать с продавцом и получить консультацию.

Преимуществом интернет-магазина является больший модельный ряд и обычно более низкая цена. Тот, кто хоть чуть чуть разбирается в велосипедном оборудовании, сможет самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать себе подходящий велик и заказать доставку.

Крупный спортивный универмаг со своим интернет-магазином

Самый идеальный вариант – это покупка горного велосипеда в крупном спортивном универмаге, который специализируется на велосипедах и имеет свой интернет-магазин и сервисный центр. В этом случае Вы получите максимум преимуществ: большой ассортимент, низкие цены, возможность выбора байка в спокойной домашней обстановке, возможность выбора модели прямо в универмаге, консультация опытного специалиста и доставка домой.

Также можно попросить собрать и настроить новый велик и самостоятельно поехать на нем домой, ведь не каждый сможет правильно настроить переключатели скоростей и тормоза.

Фирменные модели обычно имеют гарантийный срок, в течение которого, Вы можете рассчитывать на бесплатное обслуживание и ремонт велосипеда в сервисном центре универмага, конечно если такой имеется, поэтому поинтересуйтесь перед покупкой и об этом. После окончания гарантийного срока, сервисный центр принимает велики на платное обслуживание.

 

3.2. Выбор типа и класса маунтибайка. Рама и навесное оборудование.

Тип горного велика выбирается в зависимости от того, где Вы собираетесь на нем ездить. Класс будет зависеть от стиля Вашего катания, ну и конечно от бюджета.

 

Походы и агрессивная езда по горной, лесной и пересеченной местности.

Если Вы любите походы по горным и лесным тропам или будете ездить в агрессивном стиле по пересеченной местности и разбитым асфальтовым дорогам, тогда лучшим выбором станет хардтейл высокого или среднего любительского класса. Такие велики имеют наилучшее соотношение цена/качество, они базируются на алюминиевой, обычно баттированной раме и оборудованы дисковыми тормозами с гидроприводом.

Модели среднего уровня часто комплектуются пружинно-масляными амортизационными вилками, в которых амортизатором служит стальная пружина, а масляный картридж выполняет роль демпфера, который замедляет отскок пружины. Трансмиссия среднего уровня - SHIMANO Alivio (Acera) или Sram X.4.

Хардтейлы высокого любительского уровня имеют еще лучший и более надежный обвес, а также более легкий вес. Вилка обычно воздушная, трансмиссия уровня SHIMANO Deore или Sram X.7 (X.5). Воздушный картридж в вилке служит одновременно и амортизатором и демпфером, такая система лучше отрабатывает неровности, встречающиеся на пути, по сравнению с пружинно-маслянными, а тем более пружинно-эластомерными амортизаторами.

 

Прогулочная езда.

Для неспешных поездок в прогулочном стиле можно смотреть и на хардтейлы начального любительского уровня, но учтите, что для более агрессивной езды по плохим дорогам и лесным тропам они не подходят.

Они комплектуются бюджетной пружинно-эластомерной вилкой, в которой амортизатором служит стальная пружина, а эластомер выполняет функцию демпфера, который не дает пружине слишком быстро разжиматься. Также они отличаются обвесом начального уровня и более тяжелым весом.

Лучше если рама будет алюминиевой, тормоза – дисковые механические, а трансмиссия уровня SHIMANO Altus или Sram X.3, но главное с кассетой, а не трещеткой. Пример кассеты начального уровня SHIMANO HG200-8, пример трещетки - SHIMANO MF-TZ21.

Если Вы не планируете езду в плохую погоду, когда возможно налипание грязи или снега на обода, то вполне подойдут и тормоза попроще – ободные, главное, чтобы они были фирменные.

Если бюджет совсем ограничен, то можно взять велик, оборудованный трансмиссией Shimano Tourney с трещеткой MF-TZ21. Главное, не покупать байки оснащенные совсем дешевым обвесом от неизвестного китайского производителя.

На стальные велики также смотрите только в случае очень ограниченного бюджета, например 15 тысяч рублей. Учтите, что вес байка на стальной раме большой, значит придется тратить больше сил на разгон, особенно это заметно при езде в гору. Да и затаскивать тяжелый велик в лифт тяжелее.

Ну и конечно, категорически не советуем покупать совсем дешевые байки, которые продают в супермаркетах и на рынках. Цена конечно у них заманчивая, но вот качество – очень плохое, мало того, что его оборудование выйдет из строя, так еще прямо на ходу может поломаться рама, что может привести к серьезной травме. Так что не слишком экономьте на качестве.

 

Соревнования кросс-кантри

Для гонок в стиле кросс-кантри выбирайте профессиональные или полупрофессиональные хардтейлы, или же легкие, но качественные кросс-кантрийные двухподвесы с ходом амортизаторов 100-120 мм.

Если Вы хотите добиваться максимальных результатов, нужно выбирать модели, оборудованные профессиональным обвесом, желательно на карбоновой раме. Фирменная рама из карбона имеет очень легкий вес, она невероятно прочная и прекрасно пружинит, что уменьшает вибронагрузку на позвоночник велосипедиста.

Профессиональный кросс-кантрийник обязательно должен быть оборудован высококлассной вилкой. Самыми лучшими считаются масляно-пружинные вилки профессионального типа, они идеально подходят в тяжелых условий и больших нагрузок, которые они испытывают при прохождении тяжелых трасс, во время соревнований кросс-кантри. Высококачественная стальная пружина демпфируется картриджем, заполненным маслом. Они очень надежные и долговечные. Масляно-воздушные и воздушные вилки также имеют превосходные амортизационные свойства. Преимуществом первых является большая надежность и долговечность, зато вторые имеют заметно меньший вес, поэтому часто используются в соревнованиях.

Для четкой и надежной работы в тяжелых условиях гонок, трансмиссия должна быть также профессионального уровня SHIMANO XTR (XT) или Sram X.0 (X.9). Тормозная система – дисковая и обязательно с гидроприводом. Кроме большой надежности работы, качественная гидравлика позволяет точно дозировать усилие торможения, что важно для четкого контроля над траекторией движения байка во время спуска с горы.

Полупрофессиональные велики обычно собраны на алюминиевых, трижды баттированных рамах и оборудованы воздушной амортизационной вилкой, которая отлично справляются с неровностями, встречающимися на пути и обладает легким весом. Также они оснащаются гидравлическими дисковыми тормозами и трансмиссией SHIMANO SLX или Sram X.7.

Соревнования по трейлу

Велотрейл сочетает в себе элементы серьезного кросс-кантри и лёгкого фрирайда: крутые спуски и подъёмы, небольшие дропы, шоры, синглтреки, камни и т.п. Трассы для трейла подготовленные. Для трейла выпускаются специальные двухподвесы, которые прочнее и тяжелее кросс-кантрийных, но легче фрирайдных байков. Ход амортизаторов составляет около 140 - 160 мм.

 

Фрирайд

Фрирайд переводится как свободное катание. Трассы для фрирайда не подготавливаются заранее, а используются те, которые создала природа. Выбираются достаточно сложные трассы, которые позволяют катать в экстремальном стиле, совершая прыжки со склонов и выполнять различные трюки в воздухе. Для фрирайда подходят очень прочные, массивные и надежные двухподвесы с ходом амортизаторов около 160 – 180 мм.

 

Даунхилл

Для скоростного экстремального спуска с горы выпускаются самые мощные и тяжелые двухподвесы, с ходом амортизаторов около 200мм.

Если Вы выбрали двухподвес, то должны понимать, что его оборудование очень дорогое, нормальный велик стоит от 100 тысяч рублей, разве что модели прошлых лет можно найти с большими скидками. Поэтому, если Ваш бюджет меньше 60 тысяч рублей, даже не смотрите на двухподвесы. Конечно, на рынке или в гипермаркете можно встретить так называемые двухподвесы значительно дешевле, не покупайте их ни в коем случае! Это какой то скрипящий монстр с дешевыми амортизаторами, которые практически ничего не амортизируют, а только добавляют веса и пожирают энергию от педалирования на раскачку. При ограниченном бюджете, купите лучше бюджетный, но качественный любительский хардтейл.

Для каждого из типов и классов маунтибайков приведем лучшие по нашему мнению мужские и женские модели, которые отличаются оптимальным соотношением цена/качество.

 

4. Мужские маунтибайки

Велики для мужчин отличаются более агрессивным дизайном, продолговатой наклонной рамой с прямой верхней трубой и узким седлом.

Хардтейлы любительского класса начального уровня

Рекомендуемые байки начального уровня от всемирно известной чешской компании AUTHOR: RIVAL и PROFILE, стоимостью 23-28 тыс. руб. Еще лучше промежуточная между начальным и средним уровнем категория – модели SOLUTION и IMPULSE, стоимостью около 33 тыс. руб. Для тех, кто ищет американского производителя посоветуем Scott Aspect 750 или найнер Scott Aspect 950. Также присмотритесь к велику MESSER от менее известного производителя HORST, который стоит недорого, при этом имеет отличное для своей цены оборудование.

Хардтейлы любительского класса среднего уровня

Рекомендуемые маунтибайки от AUTHOR: SPIRIT и SPIRIT 29, стоимостью около 43-45 тыс. рублей. Среди байков Scott посоветуем Aspect 740 или найнер Scott Aspect 940.

Высококлассные любительские хардтейлы

Рекомендуемые МТБ велики от AUTHOR: TRACTION и TRACTION 29, стоимостью около 57-60 тыс. руб. Среди моделей Scott посоветуем Aspect 720 или найнер Scott Aspect 920.

Хардтейлы полупрофессионального класса

Рекомендуемые маунтибайки на 27,5 дюймовых колесах от AUTHOR: VISION и INSTINCT, стоимостью около 70 тыс. рублей, а также найнеры на 29-ти дюймовых колесах: VISION 29 и INSTINCT 29. Для тех, кто ищет американского производителя, посоветуем Scott Aspect 710 или найнер Scott Aspect 910.

Профессиональные хардтейлы

Рекомендуем обратить внимание на профессиональные байки AUTHOR: INTROVERT и SECTOR, стоимостью 180-280 тыс. руб, а также на найнеры MAGNUM 29 и SECTOR 29. Для тех, кто хочет профессиональный обвес, но не хватает бюджета на карбоновую раму, посоветуем AUTHOR EGOIST с ценником около 150 тыс. руб. Если Вам по душе американский бренд, присмотритесь к Scott Scale 710, Scale 720 или к найнерам Scott Scale 910, Scale 920.

Двухподвесы

Для кросс-кантри: AUTHOR A-RAY 29, TEAM, A-RAY 29 и A-RAY.

Для трейла: AUTHOR PATRIOT EVO TEAM, PATRIOT EVO.

Для фрирайда: AUTHOR NINJA FR.

Для даунхилла: AUTHOR NINJA DH TEAM, NINJA DH.

 

5. Женские маунтибайки

Маунтибайки для женщин отличаются элегантно-агрессивным дизайном, укороченной рамой с заниженной верхней трубой и более широким седлом.

Рекомендуемые байки начального любительского уровня от всемирно известной чешской компании AUTHOR: RIVAL ASL, SOLUTION ASL, IMPULSE ASL, QUANTA и SPECTRA, стоимостью 23-33 тыс. руб. Для тех, кто ищет американского производителя посоветуем Scott Contessa 640.

Средний уровень: AUTHOR SPIRIT ASL, стоимостью около 43 тыс. руб.

Высококлассный любительский хардтейл: AUTHOR TRACTION ASL, стоимостью около 57-60 тыс. руб.

Хардтейлы полупрофессионального класса: AUTHOR VISION ASL, INSTINCT ASL, стоимостью около 70 тыс. рублей.

Перейти в каталог Горные велосипеды

Новый Дизайн