Перейти в каталог Цепи велосипедные
Велосипедная цепь– важная деталь трансмиссии, которая передает усилие от ведущей передней звезды на ведомую заднюю звезду, в результате чего крутится заднее колесо. Она учувствует в преобразовании мускульной силы ног человека в движение велосипеда.
Выбирая цепь, нужно иметь представление об устройстве цепей, знать их типы и отличительные особенности. Как же правильно выбрать цепь, чтоб она подошла к велосипеду и функционировала должным образом? Об этом и поговорим в данной статье.
1. Устройство.
Любая цепь состоит из металлических звеньев, которые обычно (за исключением Half-Link) поочередно собираются из полузвеньев: внешнего и внутреннего и соединяются между собой пином с роликом. Полузвено состоит из двух пластин, надеваемых на пин по краям ролика. При вращении звездочки, ее зубья цепляются за ролики, приводя тем самым ее в движение. Одно полузвено образует «шаг».
Все модификации имеют одинаковый размер полного звена, который составляет ровно 1" (25,4 мм), следовательно размер шага равняется 1/2" (12,7 мм). Все звездочки имеют одинаковый шаг зубьев.
Добавлять или удалять можно только по полному звену, длина почти любой модели кратна 1 дюйму, кроме халфлинк моделей. У них длина звена составляет 1/2" (12,7 мм.), это позволяет точнее подобрать длину.
Ширина замеряется между двумя пластинами внутреннего звена. Она у всех моделей разная и меняется в зависимости от ее типа и числа задних передач.
2. Типы.
Существует 4 типа велоцепей:
2.1. Single-speed.
Предназначены для установки в велосипеды с одной скоростью: ситибайки, подростковые, детские, круизеры. Так же они подходят для великов с планетарной втулкой, у которых скорости переключаются внутри задней втулки.
При грамотной эксплуатации односкоростная цепь изнашивается очень медленно, ее хватает на весь период эксплуатации байка. Малый износ объясняется тем, что к ней не прилагаются нагрузки, вызывающие поперечный изгиб, ведь она располагается по прямой линии в одной плоскости с задней и передней звездой. Кроме того, для таких моделей не предъявляется требований, ограничивающих ширину, соответственно их можно изготовить из более толстых, а значит и более прочных пластин. Для еще большей износоустойчивости, их подвергают химической и термической обработке.
Зубцы звезд захватывают всю высоту ролика. При этом на ролик действует равномерная нагрузка. Отсутствие перекоса и равномерная нагрузка объясняют причину гораздо меньшего растягивания сингл-спид модификаций.
Эффективность педалирования без перекоса выше, поскольку отсутствуют потери на трение при перекосе и изгибе.
Ширина измеряется между пластинами внутреннего звена, она может быть 8.7 - 11 мм.
2.2. Многоскоростные.
Предназначены для байков с переключением скоростей. Отличительной особенностью является наличие небольшого зазора между пластинами, который дает возможность звеньям изгибаться вбок. Ширина меньше чем у Single-speed, поскольку толщина звезд меньше.
Для облегчения перескакивания с одной звезды на другую, зубцы звезд ниже, они захватывают ролик только наполовину. Поэтому нагрузка на ролики не равномерная, износ выше.
На увеличение износа и растягивание, очень сильно действует перекос, причем страдает не только цепь, но и зубья. Причем, чем перекос больше, тем сильнее износ и растягивание. Поэтому при езде нужно стараться выбирать скорости таким образом, чтобы был как можно меньше перекос. Крайне не рекомендуется ездить и хранить велик с включенными крайними противоположными передачами на кассете и системе. Например, на 24-х скоростной трансмиссии (3х8), нельзя включать одновременно 1-ую переднюю и 8-ую заднюю скорость или 3-ю переднюю и 1-ую заднюю. Также, нужно как можно реже, а лучше вообще не пользоваться комбинациями (передняя-задняя): 1-7, 1-6, 3-2, 3-3, 2-1, 2-8. Рекомендуемые передачи: 1-1, 1-2, 1-3, 2-3, 2-4, 2-5, 2-6, 3-4, 3-5, 3-6, 3-7, 3-8.
Кроме износа трансмиссии, перекос вызывает снижение эффективности педалирования.
2.3. Облегченные.
Отличаются пустотелыми пинами и наличием перфорации в пластинах, благодаря чему становятся легче на 20-25 процентов. При этом у них хуже прочность, сильнее растягивание и больше стоимость. Пользуются спросом только у гонщиков, у которых на счету каждый лишний грамм веса. Для любителей такие модификации не рекомендуем покупать.
2.4. Халфлинк (Half-link).
Модификации с одним повторяющимся звеном. У них нет внешних и внутренних звеньев, все они одинаковые. Подогнать под нужную длину их легче, поскольку можно укорачивать или удлинять по одному звену, длина которого составляет 1/2" (12,7 мм.).
Опыт эксплуатации подсказывает, что они не такие прочные, как обычные из-за особенностей своей конструкции, поэтому сильнее растягиваются и чаще рвутся.
При замене Half-link учитывайте направление ее движения – широкая часть звена должна двигаться по направлению к передней системе.
3. Материалы, технологии и характеристики.
Такие важные параметры как прочность, долговечность, коррозийная стойкость и вес зависят от:
В качестве материала, при изготовлении применяются различные марки стали, значительно отличающиеся по прочности.
Ориентировочно качество примененной марки стали можно определить визуально, в зависимости от цвета. Самая высококачественная сталь имеет серый матовый цвет. Средний по качеству материал – никелированная сталь, отличается белым блестящим цветом. Черный цвет боковых пластин указывает на то, что применен вороненый или черненый металл - это довольно низкое, но не самое худшее качество. Желтоватый отлив пластин указывает на самое низкое качество.
4. Замки.
Тип соединения отличается у разных производителей. Такие бренды как SRAM и KMC выпускают модели с соединительным замком - SRAM PowerLink, KMC MissingLink, а Shimano и Campagnolo без него. С помощью замка цепь значительно проще установить или снять с байка, без применения специального инструмента, называемого выжимкой. Соединительный замок складывается из 2-ух половинок, каждая из которых представляет собой пластинку с запрессованным только с одной стороны штифтом.
Если на Вашем велике установлена цепь Shimano или Campagnolo без замка, то можно выбрать подходящий по ширине замок в веломагазине и установить его себе. Одно звено удаляется, а вместо него ставится замок.
Соединительное звено у многоскоростных и односкоростных модификаций отличается типом блокировки. В многоскоростных вариантах заклепки почти не выступают над пластинами.
5. Маркировка.
По маркировке можно определить все геометрические параметры цепи. Обычно параматеры записываются в две, а иногда в три строки.
Пример маркировки:
1/2" x 11/128" – 118 links
Pin length 6,6 mm
11/128" (2,18 мм) – применяется для 9-ти, 10-ти скоростных кассет (9, 10, 18, 20, 27 и 30 скоростей трансмиссии);
3/32" (2,38 мм) – применяется для 6-ти, 7-ми, 8-ми скоростных кассет (6, 7, 8, 18, 21, 24 скоростей трансмиссии);
3/16" (4,76 мм) – устаревший стандарт для односкоростных великов;
1/8" (3,18 мм) – современный стандарт для односкоростных байков и велосипедов с планетарной втулкой, например: Ditton или Тяжмаш.
Иногда бывает, что указывается параметр «Прочность на разрыв», например 800 кгс. Это означает, что цепь может выдержать нагрузку без разрыва до 800 кг.
6. Ширина цепи
Многоскоростные байки оборудуются разными трансмиссиями с различным количеством скоростей, которые зависят от числа звезд в кассете (сзади) и в системе (спереди). С увеличением числа передач в кассете, уменьшается расстояние между ее звездочками, а соответственно и ширина цепи. Зависимость ширины цепи от количества задних передач, приведена в следующей таблице.
Ширина, мм |
Число звезд кассеты |
8,7-11 |
1 |
8,7 |
4-5 |
7,8 |
6 |
7,3 |
7 |
7,05-7,1 |
8 |
6,6 |
9 |
5,85-6,2 |
10 |
5,5 |
11 |
7. Советы при выборе
Если Вы меняете цепь, то перед покупкой запишите маркировку старой и ищите подобную или лучшего качества, но обязательно с такой же шириной и длиной.
Выбор не подходящей цепи, может привести к поломке других, более дорогих элементов трансмиссии, например перекидки передач. К тому же, если цепь застрянет в перекидке передач во время движения на большой скорости, это приведет к падению и серьезным травмам.
Фирмы Campagnolo и SRAM указывают число передач прямо в названии модели. У других производителей это число не указывается в прямом виде, но обычно чем выше число в названии, тем лучше качество и больше передач. Фирма КМС окрашивает свои изделия в разный цвет, лучшие отличаются золотистым цветом.
Компания Shimano выпускает велоцепи следующих типов:
Цифровой индекс в названии, например HG54, говорит о качестве, чем больше, тем лучше. Так, HG74 лучше, чем HG54, а HG94 еще лучше.
Компания SRAM указывает число передач напрямую в маркировке – это первая цифра (или первые две цифры для 10 и 11 передач), а вторая и третья цифра (или 3-4) указывают на качество, чем больше, тем лучше. Например, модель PC-1051 рассчитана на 10 скоростную кассету, 51 – класс цепи. PC-1071 и PC-1091 – более качественные 10-ти скоростные модели.
Односкоростные модели подходят только для великов с одной передачей или планетарной втулкой. Даже не пытайтесь поставить такую модель на многоскоростной велик, она туда не войдет по ширине. Так же само нельзя ставить широкие 6-7 скоростные модификации на 8-9-10 скоростные кассеты.
Модель на 7 передач подойдет для 7-ми и 6-ти скоростные кассеты. Модель на 8 передач, подойдет для 8-ми и 7-ми скоростные кассеты. 9-ти, 10-ти и 11-ти скоростные модели подходят только на свои кассеты с 9, 10 и 11 звездами соответственно.
10-ти скоростные модели Campagnolo и Shimano между собой несовместимы, в то время как KMC и Mavic совместимы между собой.
Для односкоростных городских байков рекомендуем отечественного производителя Тяжмаш. Эта продукция, так же как и во времена СССР изготавливается из сверхпрочной высокоуглеродистой стали и выдерживает усилие до 1100 кг. Вечные цепи, которые стоят дешевле импортных, менее качественных аналогов.
Для односкоростных BMX байков, рекомендуем бренд SHADOW, особенно модель Interlock Supreme.
Перейти в каталог Цепи велосипедные