1. Смазывать или нет?
Все механизмы нового велосипеда всегда смазываются на заводе, но с этим иногда возникают проблемы. То, что велик новый, не дает 100% гарантии того, что во всех трущихся деталях механизмов достаточно смазки.
На нормальном заводе смазка всегда наносится в достаточном количестве, но не всегда она попадает точно на узел трения. При разборке рулевого стакана может оказаться, что внутри смазки достаточно, но большая ее часть нанесена чуть выше или ниже рабочей поверхности подшипников. В то время как на подшипники попало мало смазки. Это же касается и других узлов, которые крутятся на шарах.
Речь не идет обо всех новых велосипедах, большинство из них смазаны нормально, но бывают и проблемы со смазкой.
Вы можете попросить, чтобы в магазине Вам собрали велосипед. Но при этом никто Вам смазывать ничего не будет. А тем более разбирать для смазки собранные на заводе втулки, вилки и другие механизмы. На полную разборку, смазку и сборку велосипеда у профессионального механика может уйти несколько часов рабочего времени. Если при магазине работает сервисный центр, можно заказать услугу разборки, смазки и сборки, естественно за отдельную плату. Но, далеко не у каждого магазина имеется сервисный центр.
Так что, по-хорошему, желательно самому разобрать любой купленный велосипед, даже новый. Где нужно смазать и собрать. Но, полная разборка велосипеда и последующая сборка – дело довольно не простое, требующее навыков и специального инструмента. Если для Вас это не проблема, не пожалейте своего времени, обязательно сделайте это перед первой поездкой. У не профессионала данный процесс может занять целый день, но это того стоит. Будете уверены, что все смазано как надо. Да и в последующем навыки разборки/сборки обязательно пригодятся.
Если для Вас разборка и сборка существенная проблема, не заморачивайтесь. Все таки большинство новых велосипедов, особенно известных брендов, продаются нормально смазанными. Всемирно известные производители, такие как Scott, Author, Specialized, Trek, GT, Cannondale, Cube, стараются держать качество, у них процент брака в смазке механизмов велосипедов минимальный.
Проверка наличия смазки в узлах велосипеда и непосредственно смазка обязательна после покупки б.у. велосипеда. Прийдется разобрать б.у. велик, все вымыть специальными очистителями, смазать и собрать. Смазки нужно использовать специализированные. Ни в коем случае не используйте литол для смазки алюминиевых деталей, при взаимодействии с влагой он вызывает коррозию алюминия. Если для Вас процесс разборки и сборки проблематичен – обратитесь в сервисный центр по обслуживанию велосипедов.
2. Какой смазкой смазывать различные узлы велосипеда.
Все смазки можно разделить на 3 типа:
2.1. Консистентные смазки.
Густые, стойкие к перепадам температур и долговечные смазки. Лучший вариант для трущихся узлов, защищенных от попадания грязи и пыли, но с легким доступом для человека после разборки. Их не везде можно нанести, например на пин цепи густую смазку не нанесешь. Существенный недостаток - к густой смазке хорошо прилипает грязь и пыль.
Кальциевые смазки обладают хорошей адгезией с металлическими поверхностями. Рекомендуются для смазки деталей, на которые часто попадает вода: втулки колес, шарики педалей и др. Диапазон температур: от -30°С до +50°С. Примеры кальциевых смазок: Солидол, Униол.
Графитовые смазки можно применять в различных узлах благодаря универсальным свойствам графита. Недостаток - сильная маркость, графит пачкает все, с чем соприкасается черным цветом.
Литиевые масла. Отличаются дешевизной и широким диапазоном температур, при которых смазка не теряет свих свойств: от -50°С до +180°С. Главный недостаток — нельзя применять совместно с алюминиевыми деталями.
Технический вазелин. Применяется для смазки тросиков велосипеда и консервации. Создает пленку на поверхности металла, защищая его от коррозии.
2.2. Жидкие смазки.
Легко наносятся в любое место точечно, не вымазывают вокруг ничего. Недостатки: стекают с деталей, быстро смываются дождем, при изменении температуры сильно меняется вязкость, разрушают резину покрышек при случайном попадании.
Жидкие масла используются в амортизационных вилках в качестве рабочей жидкости, ими смазывают ноги вилки. Удобно смазывать пины цепи. Иногда смазывают тросики. Из-за быстрого смывания требуется частая смазка.
2.3. Двухкомпонентные смазки.
Способ нанесения — аэрозоль, который прекрасно обволакивает соединение или узел, проникая в самые маленькие щели. Отлично подходят для смазки резьбовых соединений, переключателей, цепи и других механизмов. Недостаток: распыление и попадание смазки на места, не требующие ее.